Каждый будний вечер улица Кирова в Воронеже застывает в параличе транспортного коллапса, превращаясь в бесконечную автомобильную змею. Но стоит присмотреться внимательнее, и среди хаоса легковушек и внедорожников вы заметите особо печальное зрелище: вереницу автобусов, выстроившихся друг за другом, словно грустные звенья одной нескончаемой цепи. От театра оперы и балета до цирка, на этих несчастных 2,4 километрах, общественный транспорт, призванный облегчать городскую жизнь, сам становится символом безысходности. В душных салонах этих стоящих автобусов томятся сотни уставших горожан, для которых путь домой превращается в ежедневное испытание терпения и нервов.
Для Ольги, возвращающейся домой на автобусе №5, этот отрезок пути ежедневное испытание на прочность нервов и достоинства. Каждый рабочий день она едет от Донбасской по Плехановской, чтобы свернуть на Кирова и выйти у своей улицы 5 Декабря, в частном секторе. Самое мучительное начинается от театра оперы и балета до цирка. Ольга работает в госучреждении и заканчивает в начале шестого вечера. Автобус ждать не приходится, ходят они часто, но само путешествие в вечерней пробке превращается в пытку. Она едет и смотрит в окно автобуса. Сквозь стекло видно не только пеструю смесь машин – маленькие «Газели», громоздкие пассажирские «МАЗы», солидные внедорожники и юркие легковушки – но и отражения таких же уставших, как она сама, пассажиров.
В салоне царит молчаливая атмосфера общего изнеможения. Кто-то вяло листает ленту новостей в телефоне, пытаясь убить время, кто-то задремал, уронив голову на плечо близкого, а кто-то просто смотрит в никуда, с выражением безнадежности на лице. В каждом движении, в каждом вздохе чувствуется усталость не только от рабочего дня, но и от этой бесконечной пробки, которая высасывает силы и время. Для Ольги, эти лица – зеркало ее собственных чувств, отражение общего городского недомогания. Ольга засекала: ехать эти 2,4 километра можно полчаса, иногда 20 минут, а бывало и 40. В дороге она, как и другие пассажиры, читает новости или просто смотрит в окно, наблюдая за медленным течением городской жизни. Уйти с работы раньше, чтобы избежать пробки, у нее не получается. Даже если Ольга задерживается, затор никуда не исчезает. Полчаса в пробке на улице Кирова – это время, за которое можно проехать 5,5 километров от площади Ленина до памятника Славы, где пробки, к счастью, бывают реже.
Платная парковка и автобусные «танцы» в пробке
Проблема усугубляется еще и хаотичным движением общественного транспорта и организацией парковочного пространства. На улице Кирова расположены платные парковочные места, и воронежцы активно ими пользуются. Из трех полос движения в одну сторону одна постоянно занята припаркованными автомобилями, создавая эффект бутылочного горлышка и усугубляя затор. Водители автобусов, стремясь хоть как-то продвинуться вперед и соблюсти график, вынуждены постоянно перестраиваться из ряда в ряд, создавая дополнительную суету и неразбериху. Иногда со стороны кажется, что на Кирова происходит не просто пробка, а какой-то странный, медленный танец автобусов, где вереница массивных машин тянется друг за другом, словно пытаясь обогнать самих себя в этом безнадежном стоянии, и становится живым воплощением неэффективности городской транспортной системы.
Не только пассажиры общественного транспорта страдают от пробок на Кирова. Анна, жительница улицы Ломоносова, каждый день сталкивается с этой проблемой за рулем своего автомобиля. Она возит ребенка на гимнастику на улицу Моисеева, и этот, казалось бы, не самый длинный маршрут, превращается в часовое испытание. Ее начинается с пробки на проспекте Революции, который традиционно стоит в часы пик. Затем поток машин вливается на улицу Кирова, где пробка достигает своего апогея.
Анна с раздражением отмечает, что даже после так разрекламированной реорганизации перекрестка Кирова-20-летия Октября-Моисеева, ситуация практически не изменилась.
— Да, возможно, повернуть направо на перекрестке стало немного свободнее, — говорит Анна, — но это капля в море. Реально проехать более-менее свободно направо можно только после поворота на переулок Красноармейский. И эти островки безопасности особо не помогают. Все как стояли в общей пробке, так и стоят. Водители продолжают маневрировать из крайнего левого ряда в крайний правый через среднюю полосу, чтобы повернуть, и это только усугубляет хаос.
В ожидании решений
«В курсе Воронеж» в мэрии сообщили, что на Кирова расположено 93 платных парковочных мест. Для снижения затора в 2024 году был реорганизован перекресток улиц Кирова-20-летия Октября-Моисеева: установлены островки безопасности, которые, по мнению чиновников, должны были улучшить пропускную способность перекрестка.
Как показывает опыт горожан, эти меры оказались недостаточными. На улице Кирова продолжает разворачиваться ежедневная драма транспортного коллапса. И каждый вечер вереницы автобусов застывают в пробке, неся в себе усталых и разочарованных пассажиров. Возникает вопрос: видят ли городские власти эту вереницу страданий? И готовы ли они предпринять действительно решительные меры, чтобы разорвать эту порочную цепь пробок и вернуть улице Кирова звание дороги, а не стоянки?
Проблема пробок на улице Кирова очевидна и болезненна для тысяч воронежцев. Меры, предпринятые городскими властями, пока не приносят ощутимого результата. Что же можно сделать, чтобы разорвать этот порочный круг транспортного коллапса? Героини нашего материала, Анна и Ольги, и некоторые водители машин полагают, что первым шагом для уменьшения заторов должна стать отмена платной парковки на улице Кирова. 93 парковочных места приносят доход концессионеру, но ценой потери времени тысяч горожан. Освобождение одной полосы движения могло бы заметно улучшить ситуацию. Необходимо также оптимизировать работу светофоров, проведя тщательный анализ светофорного регулирования на улице Кирова и прилегающих перекрестках, возможно, изменив циклы светофоров или введя «зеленую волну» для общественного транспорта. Создание выделенных полос для автобусов и маршрутных такси на улице Кирова стало бы решительным шагом в приоритете общественного транспорта, даже частичное выделение полос на наиболее проблемных участках могло бы значительно ускорить движение автобусов. Нельзя забывать и об ужесточении контроля за соблюдением ПДД, усилив работу ГИБДД по контролю за соблюдением правил парковки и движения по полосам.

Улица потерянного времени
Улица Кирова с ее нескончаемой вереницей автобусов, застывших в пробке, становится не просто символом городских проблем, а настоящим памятником потерянного времени и упущенных возможностей. Пока эта вереница будет тянуться каждый вечер, город будет терять не только часы, но и доверие своих жителей к способности властей решать насущные проблемы. Вглядитесь в усталые лица людей, застрявших в этой пробке, и вы поймете, что речь идет не только о транспортной проблеме, но и о качестве жизни целого города. Когда же улица Кирова перестанет быть символом безысходности и станет дорогой, ведущей к дому, а не в никуда? Когда эта грустная вереница рассеется, уступив место свободному движению?
Василий Сабуров, Алла Серебрякова