Вечер 30 октября. Пятиэтажные дома послевоенной эпохи, формировавшие уникальный архитектурный ансамбль центра Воронежа, прячутся за бесконечными слоями краски. Исторические улицы — Плехановская, 20-летия Октября, Кольцовская, Театральная, Орджоникидзе — будто попали под массированную атаку вандалов. Идем по Плехановской улице, и с каждым шагом нарастает ощущение тревоги. Город, который мы знаем много лет, меняется на глазах, и эти перемены вызывают смешанные чувства. Еще недавно фасады хранили дух послевоенного Воронежа, сейчас же они будто кричат на разные голоса — черными, красными, синими граффити. Будто каждая поверхность, каждый свободный фасад покрыты хаотичными надписями. Это уже не отдельные проявления вандализма — это эпидемия, охватившая целый город.
Листья кружатся над тротуарами, и в тусклом свете фонарей особенно заметно, насколько глубоко зашла проблема. Даже новые или недавно отремонтированные здания не успевают сохранить свой первозданный вид.
Свидетельства упадка
На белой колонне — рисунок Петра I и надпись «Воронеж — петровский город». Это одна из немногих художественных работ, которая еще сохранилась среди моря хаотичных надписей. Рядом — очередной «тег», небрежно нанесенный розовой краской. История и современность столкнулись на одном фасаде, создавая неоднозначный контраст.

Улица Кардашова. Агентство недвижимости «Оптима» встречает прохожих металлическими жалюзи, полностью покрытыми чёрно-красными надписями. Через квартал — магазин «Чебуреки», где стена превратилась в хаотичную галерею уличного «искусства».
На 20-летия Октября бывший магазин «Сани» за считанные месяцы превратился в сплошное граффити-полотно.
Остановка «Некрасова» изрисована красными «тегами». Это не просто вандализм — это настоящее обезображивание городского пространства.
Борьба с хулиганами
Городские власти ведут активную борьбу с несанкционированными надписями и рисунками на фасадах зданий. По данным управы Центрального района, только за начало 2024 года было рассмотрено более 150 дел об административных правонарушениях, связанных с граффити и незаконным размещением печатной продукции. В Ленинском районе за этот же период рассмотрено 37 подобных дел. Процедура борьбы с нарушителями строго регламентирована. Специалисты управ ежедневно мониторят территорию районов, фиксируют нарушения и составляют протоколы. Также поводом для возбуждения административного дела могут стать сообщения граждан, организаций или публикации в СМИ.
Ответственность за удаление несанкционированных надписей возлагается в первую очередь на лиц, их нанесших. Если нарушителей установить не удается, очисткой фасадов должны заниматься собственники или управляющие организации. Штрафы за подобные нарушения варьируются от 1-3 тысяч рублей для граждан до 5-25 тысяч рублей для юридических лиц.
Как отмечают в Центральном районе, большинство нарушителей предпочитают добровольно устранять надписи до рассмотрения дела административной комиссией. В Ленинском районе из 37 рассмотренных в 2024 году дел в 14 случаях производство было прекращено именно после добровольного устранения нарушений. Правила благоустройства Воронежа четко запрещают самовольное нанесение надписей на фасады зданий. При выявлении нарушений уполномоченные лица проводят фотофиксацию, составляют акт и уведомляют нарушителя о составлении протокола. Дела рассматриваются на заседаниях административной комиссии, которая принимает решение о назначении штрафа или прекращении производства по делу.
Город нуждается в спасении
Особенно горько видеть, как исчезает культурный код города. Пять лет назад трансформаторные будки украшали изображения петровских кораблей — напоминание о морском прошлом Воронежа. Сегодня они погребены под слоями бессмысленных надписей. Каждая новая надпись — как рана на теле города, и этих ран становится все больше.
Воронеж отчаянно нуждается в масштабном обновлении. Недостаточно просто штрафовать нарушителей или требовать от владельцев зданий бесконечной очистки стен. Городу необходима комплексная программа восстановления исторического облика. Город, некогда гордившийся своей историей, больше напоминает урбанистические джунгли, где каждая свободная поверхность становится полем для самовыражения неизвестных художников. Петровские корабли на трансформаторных будках рассказывали историю города, создавали его идентичность. Сегодняшние же надписи не несут культурной ценности, они лишь уродуют фасады и создают ощущение заброшенности.
Марина Сабурова, Алла Серебрякова