Воронежцы еще шесть лет назад показывали строптивый характер.
В 2018 году, в самом сердце Воронежа произошло знаковое событие. Напротив здания областного правительства снесли историческую сталинку – дом №6 на площади Ленина. Это легендарное здание, построенное в 1930-х и чудом восстановленное после войны, долгие годы стояло заброшенным, нависая над центром города, словно призрак былой эпохи. Дом был скрыт за вечными строительными лесами и огромными рекламными баннерами, временами напоминая величественные руины Колизея.
11 миллионов за однушку: кому по карману новый дом на Пушкинской?
Сегодня, спустя шесть лет после громкого сноса, на месте аварийной сталинки красуется элитная высотка. И цены в ней – поистине заоблачные! Хотите однокомнатную квартирку в центре? Готовьте 11 миллионов рублей. Для двушки надо раскошелиться минимум на 13 миллионов. И это в доме, куда еще не так давно люди наотрез отказывались переезжать, предпочитая оставаться в своих полуразрушенных стенах на площади Ленина. Парадокс? Скорее, типичная воронежская история о сносе и расселении.
А действительно, почему жители дома №6 так упорно сражались против переселения? Условия, которые предлагал застройщик дома на Пушкинской, были, прямо скажем, не сахар. Людям сулили квартиры намного меньшей площади. Кому-то и вовсе пытались впарить «двушку», где кухню просто перегородили стеной, создав пародию на комнату. Неудивительно, что самые упрямые жильцы не соглашались покидать насиженные, хоть и насквозь прогнившие стены родного дома. Еще бы, ведь тут у них были высоченные потолки с лепниной, французские окна и уникальная аура места! Правда, в придачу к этому шли текущая канализация, крысы, обрушающаяся штукатурка, отключенные коммуникации и баннер, закрывающий весь белый свет. Но настоящих воронежцев разве такими мелочами испугаешь?
Противостояние жильцов аварийной сталинки и властей продолжалось без малого 20 лет. Еще в 1996 году, после того как огромный кусок лепнины рухнул на тротуар, убив прохожего и покалечив ребенка, дом признали аварийным и пообещали скорое расселение. Но легко сказать, трудно сделать. В итоге процесс растянулся на долгие годы, в течение которых несчастные жильцы судились с мэрией и застройщиком, писали письма президенту и боролись за место под солнцем. А точнее, за нормальное новое жилье. Под конец некоторым упрямцам, так и не согласившимся на переезд, пришлось покидать родные пенаты буквально под ковшом экскаватора. Вот такая драма!
Кто сорвал джекпот на сносе сталинки?
А в выигрыше от этой эпопеи, похоже, остались строители. Еще бы, ведь на месте снесенной сталинки компания «Выбор» отгрохала элитную высотку прямо в центре города, с шикарным видом на площадь Ленина. За квартиры в этом ЖК богатые воронежцы теперь выкладывают десятки миллионов. А что же простые жители, те самые упрямые и несговорчивые, что до последнего сражались против сноса своей развалюхи? Кто-то из них в итоге поселился в новеньких квартирах на Пушкинской, стоимость которых за эти годы взлетела до небес. Но большинство заплатило за место в новом доме годами нервотрепки, судебных тяжб и жизни на руинах.
История со сносом знаменитого дома-призрака на площади Ленина – это, по сути, история про то, как меняется наш Воронеж. На глазах одного поколения с карты города исчезает старая застройка, а на их месте вырастает современные жилые комплексы и бизнес-центры. Конечно, воронежцы получают больше квадратных метров жилья, красивые фасады и ухоженные дворы. Но какой ценой? Ведь мы безвозвратно теряем уникальное архитектурное наследие, островки истории, саму душу и характер города. Конечно, никто не спорит, что жить в ветхих стенах, под угрозой обрушения – тоже не сахар. Но, может быть, в погоне за выгодой и квадратными метрами мы рискуем получить город без лица, без памяти? Город, в котором будет комфортно, но как-то безлико и неуютно?
Стоит об этом задуматься, глядя на очередной элитный новострой на месте знакового воронежского здания. Впрочем, пока жива память о городской истории и еще живы люди, ее помнящие – надежда на неповторимый облик Воронежа остается.
Марина Сабурова
Другие материалы:
Ставки растут, сбережения множатся: как банки борются за вкладчиков
Александр Цыбань снова пропустил заседание комитета Воронежской облДумы
Едем на дачу: путевки в детские лагеря на море больше не по карману