Церковь Рождества Христова, которую мы чуть не потеряли. Ответят ли чиновники за бездействие?

4

Воронежцы собрали больше трех тысяч подписей за сохранение старинного храма в Железнодорожном районе. Владелец земельного участка, компания «Выбор», пообещала не сносить храм. Несмотря на благополучное разрешение ситуации, горожане задаются вопросом — почему чиновники не сохранили церковь, а предпочли отдать ее под снос? 

 

Депутат Воронежской областной Думы и глава строительной компании «Выбор» Александр Цыбань передумал сносить старинный храм. Он будет отдан Воронежской Епархии для восстановления. Такое решение бизнесмен принял после волнений жителей Левобережного района, узнавших, что строители хотят на месте церкви построить жилой дом. Популярный воронежский блогер Владимир Малдер посетил спорное место и рассказал, какой храм мы чуть не потеряли.

— Что же касается самой церкви, то церковь Рождества Христова существовала с 1680 года, правда была она деревянная. За 100 лет она обветшала и на её месте в 1795 году построили каменную, — пишет в своем ЖЖ Владимир.

Церковь фото 2

Полвека спустя и этот храм придаченцам показался тесным и маловместительным. Новая каменная церковь «очень красивой архитектуры» была завершена к осени 1856 года. Храм стал многопрестольным: обширные концы слободы желали иметь персональных небесных покровителей и посвященные им празднества. В трапезной существовали приделы во имя евангелиста Иоанна Богослова и святого чудотворца Николая Мирликийского. В ряд с главным алтарем стали алтари приделов во имя преподобного Сергия Радонежского и святого великомученика Феодора Стратилата. Этот последний придел появился в 1880-е годы. Грек Феодор, отличавшийся красотою, храбростью и умом, был воеводой и градоправителем Гераклеи Понтийской. Став приверженцем новой религии, он ревностно распространял христианство. Феодор подвергся гонениям со стороны царя Ликиния и после жестоких мучений был «усечен мечом» 8 февраля. Позднее, при византийском императоре Иоанне Цимисхии, в конце X века мощи святого перенесли в Константинополь и воздвигли в его честь великолепный храм. Родной город воеводы Евхаит был наименован Феодорополем. Святой Феодор Стратилат проходил по православным святцам как один из покровителей воинов. Пригородная церковь, находившаяся в мастеровой слободе, и сама отличалась от воронежских: помимо 66 десятин земли ей принадлежали две кузницы и каменная лавка. Кстати, и улица, проходившая рядом, называлась Кузнечной. Доходы от промыслов шли на содержание причта, как и проценты с мизерного капитала в четыреста рублей. Вот уж действительно священник сельского прихода своей жизнью оправдывал народную поговорку: «С трудов праведных не наживешь палат каменных». В 1896 у церкви выстроена каменная одноэтажная школа.

Церковь фото3

В летописи епархии церковь отмечена в 1847 году: 16 февраля здесь торжественным и пышным молебном встречали прибывшего из Новочеркасска нового владыку, архиепископа Игнатия (Семенова). И второй случай: 6 декабря 1898 года оставшийся нам неизвестным ученик шестого класса Воронежской семинарии произнес проповедь в день тезоименитства Государя Императора. Событие это было бы вполне рядовым и не заслужившим упоминания, если бы не одно обстоятельство: проповедь сочинил выдающийся русский мыслитель Николай Федорович Федоров (1829-1903), живший в то время в нашем городе.

Автор предполагал, что его текст будет опубликован в «Воронежских епархиальных ведомостях», но этого не произошло. Известно лишь, что в проповеди речь шла об «умиротворении»: в августе 1898 года царское правительство выступило с инициативой европейского разоружения. Философ надеялся, что Николай II в наступающем году сможет сделать очередные шаги в избранном направлении. Кстати, из переписки Николая Федорова явствует, что в этот день он присутствовал на богослужении в храме. Церковь Рождества Христова на Придаче, таким образом, становится одним из мемориальных мест, связанных с именем великого россиянина.

Церковь фото 4

После революции церковь закрыли. Её перестроили под клуб-театр, который долго не просуществовал и здание церкви было пущено под промышленные нужды. В 1941 году здание было переоборудовано под прядильную фабрику и был проведен капитальный ремонт здания. Верхние ярусы трапезной и колокольня были снесены. С мая 1944 года здание церкви использовалось как общежитие для пленных немцев, которые восстанавливали завод №16. После войны здание церкви служило цехом завода «Автозапчасть», в 90е-нулевые здесь располагался пункт приёма цветного металла.

Церковь фото 5

А вот перед нами надгробье могилы купчихи Анкидиновой, почётной гражданки города Воронежа. Вот так совершенно небрежно могильная плита была просто выброшена. Хорошо хоть её не разбили на куски. Анкидиновы были в своё время известные придаченские купцы и меценаты. Их лавки располагались приблизительно на месте улицы Старых Большевиков.

Церковь фото 6Церковь фото 7

Кстати сказать, рядом с церковью к северо-востоку от неё находилось Придаченское кладбище. На территории же самой церкви под оградой были погребены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрестившийся мусульманин-турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. До революции их могилы были целы. Придаченское кладбище продолжало существовать и после революции. В 1920-1930-е годы когда в Воронеже закрылись Чугуновское и Новостроящееся кладбища и еще не действовало Коминтерновское, здесь хоронили всех горожан. В 1960-х годах здесь, на кладбище был построен проектный институт, могилы были снесены, а надгробия исчезли и на месте кладбища был вырыт котлован для строительства. Надгробье Анкидиновой — единственное, пожалуй, что напоминает нам о этом старом кладбище.

 

 

Между тем воронежцы недоумевают, почему чиновники, отвечающие за сохранение культурного наследия в городе, закрыли глаза на старинную церковь и ничего не сделали для того, чтобы включить ее в особо охраняемые объекты. Для этого необходимо было провести экспертизы. Видимо, кому-то очень не хотелось с этим возиться.



Читать далее

В Советском районе Воронежа "Шевроле" врезалась в "шестерку" и Дэу Нексиа

ДТП случилось вечером 22 ноября на улице Домостроителей.