Мужчина получил удар, упал и ударился головой о плитку. Его оппонент вышел на свободу.
Советский районный суд Воронежа вынес приговор по делу о смерти мужчины в подъезде жилого дома. Конфликт из-за шума на лестничной клетке закончился одним ударом локтем, падением и черепно-мозговой травмой, от которой 40-летний мужчина скончался в больнице. Его сосед, признанный виновным в причинении смерти по неосторожности, был освобожден от наказания прямо в зале суда, так как отбыл весь назначенный срок в СИЗО.
Вечером 26 января 2024 года обвиняемый курил на лестничной площадке между первым и вторым этажами. По его словам, он давно был в натянутых отношениях с соседом сверху. «Ранее он неоднократно замечал, что тот специально кашлял или издавал иные громкие звуки рядом с его квартирой, зная о хорошей слышимости в их доме», — говорится в его показаниях. Увидев, как сосед возвращается из магазина, он спустился вниз, чтобы высказать претензии. На лестничной площадке первого этажа между ними завязался словесный конфликт.
«Сосед первый схватил его за одежду, а именно за футболку, притянул его к себе. Он попытался вывернуться от потерпевшего, поэтому махнул правой рукой и нанес ему один удар локтем в область подбородка», — следует из показаний подсудимого. От удара крупный мужчина (ростом 196 см и весом 140 кг) попятился назад, потерял равновесие и упал, ударившись затылком о кафельный пол.
Вдова погибшего, выступавшая в суде, рассказала другую версию. Муж ушел в магазин около 22:40 и не вернулся. Когда к ней пришли гости, они вместе спустились вниз и нашли его у лифта «в полусидящем-полулежащем положении, всего в крови, хрипящего». В этот момент, по её словам, со второго этажа спускался подсудимый. «Я спросила: «Что ты сделал с моим мужем?», на что тот ответил: «Я просто его толкнул, он поскользнулся, и вот так вот вышло»», — рассказала женщина. По её мнению, её физически развитого мужа не мог сбить с ног один удар, и она подозревала, что его оглушили чем-то сзади.
Свидетели, приехавшие в гости к погибшему, подтвердили, что застали в подъезде похожую картину. Один из них рассказал, что подсудимый пробормотал: «Вот и допрыгался», и велел своей спутнице собирать вещи. Прибывшие на вызов медики зафиксировали у пострадавшего тяжелую травму головы, кровотечение из уха и бессознательное состояние. Фельдшер скорой помощи вспомнил, что подсудимый на месте признался: «в ходе конфликта ударил в подбородок, после чего тот упал и ударился затылком». Через два дня мужчина, не приходя в сознание, скончался в реанимации.
Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть наступила от черепно-мозговой травмы, полученной в результате падения и удара головой о твердую поверхность. Удар локтем в подбородок сам по себе смертельным не был. Это стало ключевым моментом для квалификации дела.
Несмотря на требования вдовы о переквалификации дела на убийство или умышленное причинение тяжкого вреда, суд счел, что доказательств прямого умысла на убийство нет. Доводы о том, что удар мог быть нанесен металлической трубой, найденной в подъезде, эксперты не подтвердили, указав, что травма на подбородке могла быть как от трубы, так и от локтя. Суд отметил, что подсудимый имел возможность избавиться от трубы, если бы использовал её, но не сделал этого. Его неадекватное поведение в суде, включая «аморальные шутки» и «имитацию стрельбы в потерпевшую из своего телефона», суд расценил лишь как данные о личности, не влияющие на оценку умысла.
В итоге суд признал мужчину виновным по ч. 1 ст. 109 УК РФ (Причинение смерти по неосторожности) и назначил ему 1 год и 3 месяца ограничения свободы. Однако, поскольку он находился под стражей с января по октябрь 2024 года, этот срок был зачтен в счет наказания из расчета один день в СИЗО за два дня ограничения свободы. В результате подсудимого освободили от отбывания наказания в связи с его полным отбытием. Суд также частично удовлетворил гражданский иск, взыскав с осужденного по 750 тысяч рублей в пользу вдовы и малолетнего сына погибшего в качестве компенсации морального вреда.
Александр Морозов