19 ноября 2023 года. Поздний вечер. По федеральной трассе М4 «Дон» в сторону Воронежа мчится тяжелый автопоезд. За рулем — опытный 41-летний дальнобойщик. Он спешит доставить груз вовремя, несмотря на позднее время. Стрелка спидометра колеблется у отметки 90 км/ч.
Водитель не подозревает, что через несколько минут его жизнь разделится на «до» и «после». Одно неверное решение перечеркнет годы безупречной работы и навсегда изменит судьбы нескольких семей. В 22:20 на 615-м километре трассы происходит страшное столкновение. Многотонная фура на полном ходу врезается в легковой автомобиль Opel Astra. Удар такой силы, что от машины остается груда искореженного металла. Находившийся на пассажирском сидении 35-летний водитель погибает мгновенно. Он ждал полицейских для оформления ранее произошедшего ДТП с грузовиком DAF.
Прибывшие на место сотрудники ГИБДД выясняют причину аварии. Водитель фуры грубо нарушил скоростной режим — вместо разрешенных 70 км/ч для грузовиков он двигался со скоростью более 87 км/ч. Драгоценных секунд, необходимых для торможения, не хватило…
Суд да дело
Уголовное дело в отношении водителя большегруза было возбуждено по части 3 статьи 264 УК РФ — нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. Максимальное наказание по этой статье — до 5 лет лишения свободы. Но в зале суда мужчина оказался не скоро. Следствие шло несколько месяцев. Были проведены многочисленные экспертизы, опрошены свидетели. К делу приобщили характеристики обвиняемого с места работы, справки о его участии в благотворительности.
26 апреля 2024 года состоялось первое заседание Лискинского районного суда Воронежской области по этому громкому делу. Вместо ожидаемого приговора суд вынес неожиданное решение — уголовное дело в отношении водителя было прекращено в связи с примирением сторон. Оказалось, что обвиняемый полностью признал вину, раскаялся в содеянном и загладил причиненный вред. Он выплатил семье погибшего компенсацию в размере 1,5 миллиона рублей, принес извинения. Вдова погибшего заявила, что претензий к виновнику аварии не имеет.
Суд учел и другие смягчающие обстоятельства. Мужчина активно занимался благотворительностью — помогал военным в зоне СВО, жертвовал деньги на поддержку пострадавших в ДТП. Он полностью характеризовался положительно и ранее не был судим. Казалось бы, справедливость восторжествовала — виновный раскаялся и возместил ущерб, а потерпевшая сторона получила компенсацию и не настаивает на наказании. Но точка в этом деле еще не была поставлена.
Неожиданный поворот
Решение районного суда вызвало резкое несогласие прокуратуры. Государственный обвинитель подала апелляционное представление, требуя отменить постановление о прекращении дела. По мнению прокурора, суд не учел, что данное преступление посягает не только на жизнь конкретного человека, но и на безопасность дорожного движения в целом. Прекращение дела никак не ограничивает автомобилиста в праве управления транспортом, а значит, не защищает общество от возможного повторения трагедии.
10 июля 2024 года апелляционная инстанция Воронежского областного суда рассмотрела это представление. Выслушав аргументы сторон, коллегия судей пришла к выводу, что районный суд не в полной мере учел все обстоятельства дела. В частности, не было дано оценки тому, насколько выплаченная компенсация действительно возмещает причиненный преступлением вред — ведь речь идет о гибели человека. Также суд не рассмотрел вопрос о том, как повлияло поведение обвиняемого после аварии на степень общественной опасности содеянного.
В итоге апелляционная инстанция отменила постановление районного суда и направила дело на новое рассмотрение. Водителю фуры вновь предстоит оказаться на скамье подсудимых.
Александр Морозов
Другие материалы: