Губернатор анонсировал штрафы и «выделенки», но в плане нет главного — денег на зарплаты и новые автобусы.
На совещании в правительстве Воронежской области 16 сентября был анонсирован новый пакет мер по спасению общественного транспорта. Губернатор Александр Гусев поручил ужесточить контроль за перевозчиками, ввести для них штрафы, расторгать контракты с нарушителями, а также продолжить создание выделенных полос и запустить программу бесплатного обучения водителей.
На первый взгляд, это набор давно назревших и правильных шагов. Однако по своей сути это экстренная реакция на самые острые симптомы болезни, а не ее лечение. Власти взялись тушить самый видимый огонь, но за фасадом этих тактических решений скрывается оглушительное молчание о корне проблемы — хроническом недофинансировании, которое убивает отрасль изнутри.
Первая и главная проблема — экономика. В озвученном плане нет ни слова о пересмотре тарифов или переходе на брутто-контракты, где город платит за выполненные рейсы, а не за число пассажиров. Пока экономическая модель остается прежней, перевозчики будут вынуждены срезать «нерентабельные» вечерние маршруты. А бесплатное обучение не удержит водителя на месте, если ему нечем кормить семью.
Вторая — подвижной состав. Можно заставить старый, ржавый автобус ехать быстрее по выделенной полосе. Но он не станет от этого комфортнее или надежнее. В анонсе нет и намека на внятную программу масштабной закупки нового транспорта, без которой разговоры о качестве перевозок остаются пустым звуком. Помимо двух десятков автобусов, которые закупят ближе к декабрю.
Предложенный план, похоже, попытка навести порядок на пепелище, не подвозя к нему воду. Меры дадут временный, локальный эффект. Но без решения фундаментальных экономических проблем и без многомиллиардных вливаний в новый транспорт система продолжит деградировать. Власти начали лечить симптомы. Начать лечить причину они пока не готовы.
Марина Сабурова