Мэр Воронежа Сергей Петрин торжественно объявил об открытии движения по улице Свободы. Власти преподносят это как большую победу, но за праздничными формулировками скрывается горькая правда: город потратил пять лет на строительство одной дороги, которая решает лишь малую толику транспортных проблем миллионного мегаполиса.
Улица Свободы – всего лишь второй фрагмент западного дублера Московского проспекта. Реконструкцию начали в августе 2024 года, и вот, спустя год с лишним, автомобилисты наконец могут проехать по расширенной трехполосной магистрали. Но радость омрачает простой факт: весь проект дублера тянется с 2019 года, а полностью завершить его обещают только к концу 2025-го.
Дублер состоит из трех этапов. Первый – бывшая улица 60-й Армии от Владимира Невского до Солнечной, где ради новых полос движения снесли легендарный птичий рынок и вырубили рябиновую аллею. Второй – та самая Свобода, которую сейчас открыли для движения. Третий – участок через Северный лес от Антонова-Овсеенко до Владимира Невского, где жителям чудом удалось отстоять хотя бы часть деревьев.
Девять километров новой дороги за пять лет – таков итог работы городских властей.
Дорожный «космос»
Но самое интересное начинается, когда открываешь Генеральный план Воронежа, утвержденный в том же 2019 году. Документ на тысячу страниц рисует фантастическую картину города будущего с развитой сетью магистралей и развязок. Разработчики из столичного института заложили в план настоящую транспортную революцию.
Воронежское большое кольцо должно было стать местным аналогом МКАД – шестиполосная трасса вокруг всего города с двумя новыми мостами через водохранилище. Один мост планировали построить на севере, выше Антонова-Овсеенко, второй – на юге, в районе ВОГРЭСа. Представьте: можно было бы доехать из Подгорного в Масловку, не втыкаясь в центральные пробки.

Малое кольцо задумывалось как спасение для исторического центра. Маршрут должен был пройти по улицам Чапаева, Колесниченко, Космонавтов, Машиностроителей и Лидии Рябцевой, замкнувшись на Бурденко. Транзитный поток наконец-то обошел бы стороной узкие улочки центра, где сейчас в час пик невозможно ни проехать, ни припарковаться.
Восточный дублер Московского проспекта – отдельная песня. План предполагал хитрую схему с односторонним движением: по Шишкова машины едут в одну сторону, по параллельной Карпинского – в обратную. Элегантное решение, которое могло бы разгрузить восточную часть города, где сейчас растут новые кварталы как грибы после дождя.
Прошло шесть лет с момента утверждения генплана. Из всех этих наполеоновских планов реализуется только западный дублер, да и тот со скрипом. О большом кольце больше не говорят вообще. Малое кольцо существует только на бумаге. Восточный дублер даже не начинали проектировать, хотя именно там ситуация близка к катастрофе – застройщики возводят высотки одну за другой, а выехать из района можно только через забитый Московский проспект.
Сначала инфраструктура — потом дома
Старожилы Воронежа помнят другие времена. В семидесятые-восьмидесятые годы город рос по-другому. Тогда существовало железное правило: сначала дороги и коммуникации, потом дома. Когда строили Юго-Западный район, первым делом проложили широкие магистрали. Когда осваивали Северный микрорайон, заранее спланировали транспортные артерии. Левый берег тоже начинался с дорог, а не с хаотичной застройки.
Сегодня все происходит с точностью до наоборот. Застройщики получают участки, возводят двадцатиэтажные дома, продают квартиры, а потом жильцы годами мучаются, пытаясь выбраться из своих районов по старым двухполосным дорогам. Губернатор Александр Гусев тем временем сосредоточен на проектах совсем другого рода. Главная стройка региона – новый стадион для футбольного клуба «Факел». Еще одна приоритетная задача – благоустройство Петровской набережной, которую реконструируют уже несколько лет подряд. Общественные пространства, парки, скверы – все это прекрасно, но люди не могут добраться до этих красот из-за транспортного коллапса.

Городская администрация во главе с мэром Сергеем Петриным занята не менее важными делами. Чиновники регулярно меняют маршруты автобусов, переносят остановки, спорят о том, нужен ли городу метробус. При этом сам метробус невозможно запустить без нормальных дорог – выделенная полоса на забитом Московском проспекте просто парализует движение частного транспорта.
Местный урбанист Виталий Иванищев в своем телеграм-канале язвительно прокомментировал открытие дублера. По его словам, маршрут через Хользунова на Донскую больше напоминает квест для автомобилистов, чем полноценную магистраль. «Уж если взялись, надо было Солнечную расширять», – пишет эксперт. Но даже если расширить Солнечную, весь поток упрется в проспект Труда, где образуется новая пробка – либо на Заставе, либо на пересечении со Свободы.
Долго запрягают и дольше едут
Арифметика получается безрадостная. Если западный дублер строили пять лет, то восточный при таких темпах появится не раньше 2030 года. Малое кольцо – это еще лет десять работы. О большом кольце с новыми мостами можно забыть до 2040-х годов.
«СМУ-90» Вардана Агароняна — единственный подрядчик, который более-менее справляется со своими обязательствами. Компания фактически в одиночку тянула проект дублера, решая технические проблемы, которые постоянно возникают из-за старых коммуникаций и плохого планирования. Но даже самый опытный подрядчик не может ускорить процесс, если заказчик не торопится. Проблема Воронежа не в отсутствии денег или технических возможностей. В дорожном фонде есть средства, подрядчики готовы работать, проекты давно разработаны. Проблема в расстановке приоритетов и отсутствии политической воли. Пока власти рапортуют об открытии очередного сквера или детской площадки, город медленно погружается в транспортный хаос.
Воронежцам остается только завидовать жителям других миллионников. В Казани за последние годы построили целую сеть магистралей и развязок. В Екатеринбурге активно развивают дорожную инфраструктуру. Даже в Краснодаре, который тоже страдает от пробок, темпы строительства дорог выше, чем в Воронеже.
Открытие движения по улице Свободы – это, конечно, событие. Но на фоне масштаба проблем это выглядит как попытка вычерпать море чайной ложкой. Городу нужна комплексная программа развития транспортной инфраструктуры с четкими сроками и персональной ответственностью. Нужно немедленно начинать строительство восточного дублера, пока район Шишкова окончательно не превратился в транспортную ловушку. Нужно привлекать федеральное финансирование для реализации проектов кольцевых магистралей. Нужно вводить мораторий на новое строительство там, где нет нормальных дорог.
Но пока власти предпочитают праздновать маленькие победы вроде открытия одной улицы, Воронеж продолжает стоять в пробках. И с каждым годом выбраться из этого транспортного тупика становится все сложнее. Время работает против города, а цена бездействия растет в геометрической прогрессии. Когда-нибудь придется платить по счетам, и эта плата будет измеряться не только в миллиардах рублей, но и в потерянном времени, упущенных возможностях и несбывшихся надеждах миллиона воронежцев.
Марина Сабурова, Алла Серебрякова
Согласен, это уже ни в какие рамки не лезет