В новейших образовательных центрах Воронежа детям нужно разрешение, чтобы поиграть в футбол после уроков. В старой школе №92 ворота открыты всегда. История о двух философиях образования, которые определят будущее наших детей.
Космическая станция за три миллиарда
Первое сентября 2024 года. Воронеж открывает самую большую школу России — образовательный центр «Содружество». 2860 учеников, 110 классов, космическая архитектура в стиле орбитальной станции «Мир». Белорусские строители возвели это чудо за 3 миллиарда рублей. В проекте всё продумано: от радиальной планировки, символизирующей процесс познания, до разделения на два модуля — для младших (1040 мест) и старших (1820 мест) классов.
В кровле смонтирована обсерватория. В холлах — аэрохоккей и интерактивные песочницы. На стенах классов — магнитно-маркерные доски. Кабинеты со сдвижными перегородками можно расширять по необходимости. Для старшеклассников — индивидуальные парты, для малышей — традиционные парные места. Атриум называют «сердцем школы». Пространство для работы с дополненной реальностью. Библиотека, совмещающая традиции и цифровые технологии.
Директор рапортует: 70% педагогов имеют высшую квалификационную категорию. Губернатор вручает сертификат на миллион для системы видеонаблюдения. Президент Белоруссии дарит автобус МАЗ. СМИ восхищаются: «Тут всё так мощно и красиво!»
Траектория успеха
Год спустя, 1 сентября 2025-го, с помпой открывается «Траектория» — новый корпус «Наука» на улице Загоровского, рассчитанный на 1577 мест. Еще один миллион от властей на оборудование. Еще одна витрина воронежского образования.
Директор «Траектории» в августе озвучивает цифру, которой гордится: 37 миллионов рублей заработали на дополнительных услугах за год. Подготовка к олимпиадам, углубленные курсы, факультативы — всё за отдельную плату. Образование как бизнес с четкими финансовыми показателями.
Режимный объект
Но есть деталь, о которой говорят всё громче. Как сообщают родители, в «Траектории» школьный стадион закрыт на замок. Чтобы ребенку поиграть в футбол после уроков, по их словам, нужно получить ключ у администрации, а иногда и письменно обосновать необходимость. В итоге дети уходят играть в дворы соседних домов.
Форма обязательна. Девочка пришла в джинсах? Ужас! Мальчик в худи? Рубашка не синяя? Катастрофа! Камеры. Контроль на каждом шагу.
И негласное правило: родители говорят, что троечников в старшие классы не берут. Десятый и одиннадцатый класс — предпочтительны для отличников и хорошистов. Остальным предлагают искать другое место. Образование как отбор. Как производство успеха через исключение неуспешных.
Трещины в фасаде
На онлайн-картах родители оставляют неоднозначные отзывы о «Содружестве». Одни восхищаются масштабом, другие выражают обеспокоенность. Встречаются мнения о том, что при внешнем блеске не всегда хватает сильных учителей, а новое здание уже требует внимания — где-то подтекает крыша, где-то сыплется отделка.
Особенно резонансными стали сообщения, касающиеся работы отдельных педагогов в профильных классах. Родители утверждают, что обращались к руководству школы с серьезными претензиями, однако не увидели должной реакции. Три миллиарда инвестиций. Космический дизайн. И вопросы, которые остаются без ответов.
Школа без фасада
Школа №92 на улице Теплоэнергетиков. Построена 35 лет назад, в другую эпоху. Туалеты — боль и страдание каждого ученика, денег на капитальный ремонт катастрофически не хватает. Но ворота здесь открыты всегда. Зимой во дворе играют в хоккей, летом — в футбол. Никто не требует письменных обоснований. Школьный двор остается просто двором, а не режимным объектом. И, о ужас! — даже можно зайти на территорию с собачкой.
В 2015 году школа №92 стала региональной инновационной площадкой по направлению «Обучение детей с расстройствами аутистического спектра». Здесь реализуется модель «Ресурсный класс» — специальное пространство, где дети с особенностями развития получают дополнительную помощь.
Школа стала лауреатом I степени Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». В обшарпанных стенах создали систему, где дети с аутизмом учатся вместе с обычными. Где каждый ребенок — ценность, а не статистическая единица для рейтинга.
Философия принятия
Формы в школе №92 нет. Точнее, есть рекомендация одеваться в классическом стиле. Но если ребенок придет в толстовке — мягкое замечание. Троечника возьмут в десятый класс. И будут с ним заниматься. Этой осенью, как и каждый год, начинаются бесплатные дополнительные занятия по математике. Учителя остаются после уроков. Не за 37 миллионов дополнительного дохода. Просто потому, что считают — помочь ребенку это их работа.
Директор Наталья Пыхова руководит школой с 2015 года. В отзывах родители пишут разное. Кто-то жалуется на новых учителей. Кто-то благодарит за внимание к детям. Но есть отзыв, который многое объясняет: «Спасибо 92-й школе, что приютила ‘Радугу’. Здесь празднуют Масленицу в школьном дворе, организуют пасхальные, рождественские и другие праздники».
Школа как дом. Как место, где празднуют вместе. Где школьный двор — пространство радости, а не территория с ограниченным доступом.
Выбор, который мы делаем
Блестящие, запертые ворота новых образовательных центров и ржавая, всегда открытая калитка школы №92 — два расходящихся пути, два разных ответа на один вопрос: для кого мы строим школы? Первый путь — ставка на результат, престиж и финансовые показатели. Он для чиновников, которым важны отчеты о школах-рекордсменах. Для директоров, гордящихся миллионными доходами от «допуслуг». Для родителей, которым важно сказать: «Мой ребенок учится в той самой школе за три миллиарда». В этой модели образование — производство успеха, где неудобных детей-троечников отсеивают, как брак на конвейере.
Второй путь делает упор на принятие и развитие личности. Он для детей. Для тех, кому не нужен космический дизайн, если после уроков нельзя погонять мяч на стадионе. Для тех, кому не нужны электронные пропуска, если они отделяют их от друзей. Для тех, кому нужен учитель, который останется после уроков не за деньги, а потому что видит — нужна помощь.
И самое страшное в этом выборе то, что школы второго типа — «бриллианты в старой оправе» — исчезают. Лучших учителей переманивают в новые центры, где педагогика — это не призвание, а услуга. На их место приходят менеджеры, которые умеют считать деньги, но не умеют видеть в ребенке человека.
В итоге спор в Воронеже выходит за рамки простого вопроса о финансировании. Он ставит более фундаментальный вопрос: какие навыки ключевые для XXI века? Умение конкурировать, отсеивая слабых? Или умение сотрудничать и помогать, принимая всех?
Алла Серебрякова, Марина Сабурова
Школа оказалась просто пшиком, запудривающей глаза как родителям, так и вышестоящим органам образования.
За два года, что стало видно:
1) Сейчас это обычная школа с обычной программой — школьная программа и направления упростились — обещания о неких интересных направления, того, чего нет в обычных школах, не выполнено;
2) Учителя слабые — не соответствуют заявленным амбициям о воспитании детей как успевающих и интересующихся – очень мало реальных учителей способных налаживать связь с детьми, большая масса учителей не способна преподать урок и заинтересовать детей. Практически все учителя прямым текстом на каждом собрании говорят, что учить детей понимать предмет должны родители дома после уроков, что родители должны заниматься с детьми, а не школа (но при таком подходе очень жестко требуют оценки без троек);
3) Коррупция – .
4) Руководство школы видимо пытается сохранить целостность оборудования школы, что запрещают ученикам использовать практически всё что находиться на территории школы;
5) Директор больше выполняет роль отчитывающего лица перед вышестоящим органом образования (и те в свою очередь тоже, что явно нарушает ту задачу, что спустили с самого верха по данной школе) — директор не выполняет свою непосредственную роль организатора заявленных «достойного» образования и культуры в школе (не следит за квалификацией и порядочностью учителей, но требует отличных оценок от учеников , опять же для отчетности вверх);
6) На бесплатных кружках нет грамотных преподавателей, т.к. школа не готова платить достойную зарплату грамотным профессионалам (готова только 20 тысяч, а это максимум студент, по сути, самоучка выходит). В итоге детям не интересно.
Складывается впечатление, что директриса организовала свою коррупционную схему, под присмотром местных органов власти и пользуясь положением принуждает всех помалкивать и продолжать поддерживать её позицию (сейчас будет голосование какое-то, и все учителя вынуждают родителей голосовать за нее).