На дебатах кандидатов в Воронежскую областную думу произошло событие, которого регион не видел последние 15 лет — зарегистрированный кандидат Дмитрий Кухаренко выступил с беспрецедентно резкой критикой региональной власти.
Господин Кухаренко, допущенный к официальным теледебатам как зарегистрированный кандидат, обрушился на власти с критикой по самым болевым точкам. Он затронул тему СВО, отсутствии денег на закупку льготных лекарств для населения, разрушении бульвара на улице Карла Маркса и невозможности нормально использовать городскую набережную.
Тональность выступления шокировала политических наблюдателей. За последние годы даже оппозиционно настроенные политики — депутат гордумы Галина Кудрявцева и депутат Госдумы от КПРФ Олег Пахолков — придерживались определенного политеса в публичной критике. Кухаренко этот негласный договор нарушил.
«Такой жесткой публичной критики на официальной площадке в Воронеже не звучало как минимум 15 лет. Это новая реальность для региональной политики», — отмечают эксперты.
Особую опасность для власти представляет то, что резонансные заявления прозвучали на теледебатах — площадке, которую активно смотрит возрастная аудитория 60+. Именно эта категория граждан наиболее чувствительна к вопросам льготного лекарственного обеспечения и городского благоустройства.
Видеозапись дебатов Дмитрий Кухаренко опубликовал 7 сентября в своем телеграм-канале.
Партия из 36 человек и стратегия информационной бомбы
По данным на июль 2025 года, в воронежском отделении «Справедливой России» состоит всего 36 членов партии. Такие данные содержатся в решении Центрального районного суда (есть в нашем распоряжении). На весь миллионный город и область — три десятка человек. Для сравнения: только на одном двенадцатом округе проживает 70 470 избирателей.
Это означает, что партия физически не может выставить наблюдателей даже на половину избирательных участков округа. При стандартной явке в 25-30% для победы понадобится собрать 9-10 тысяч голосов. Откуда их взять при такой скромной организационной базе?
Видимо, вся надежда на мобилизацию протестного электората. Плюс каждый инцидент на участке должен стать информационной бомбой.
Двенадцатый округ — исторический центр Воронежа плюс прилегающие районы. Кольцовская, Плехановская, проспект Революции, площадь Ленина — улицы, где концентрируется наиболее образованная и политически активная часть горожан. Здесь же живет много пенсионеров, для которых вопрос льготных лекарств — знакомая проблема. Но есть и другая часть округа — частный сектор, отдаленные улицы вроде Лесного поселка или Учебного кордона.
Стратегия Кухаренко и Ко просматривается уже сейчас. В августе его телеграм-канал выдал восемь постов с прямыми обращениями к первым лицам региона. Формулировки нарочито провокационные: «Почему молчите?», «Подставили Вас в очередной раз?». После истории с задержанием политтехнолога с деньгами последовало прямое обвинение властей в «преступном беспределе».
7 сентября он опубликовал видео своего выступления на дебатах. Любая попытка не пустить наблюдателя, любая техническая заминка, любой конфликт на участке будут сняты на видео и поданы как «разоблачение системы».
Чем это закончится: три сценария
Берем «лупу» и изучаем несколько сценариев развития событий. Первый — Дмитрий Кухаренко проигрывает, но создает такой информационный шум, что становится узнаваемой фигурой регионального масштаба. Задел на будущее, возможность торговаться за место в политической системе.
Второй — неожиданная победа на волне протестного голосования. Тогда в облдуме появится депутат, не связанный негласными договоренностями и готовый устраивать скандалы на каждом заседании.
Третий — власти находят способ договориться с Дмитрием Кухаренко, например, используется технология «обнять» и «задушить» (предложить сделку в обмен на отсутствие негатива). Но судя по его поведению последних месяцев, компромисс маловероятен.
Какой бы сценарий ни реализовался, одно очевидно: спокойных выборов на двенадцатом округе не будет. Тест на прочность для региональной политической системы, привыкшей к управляемой конкуренции и предсказуемым результатам. Появление игрока, не признающего правила игры, меняет расклад. И дело не в том, победит кандидат или проиграет. Дело в прецеденте — можно идти против системы, используя ее же механизмы.
Слабые соперники: просчет или уверенность власти?
Анализ кандидатов на двенадцатом округе вызывает недоумение. Против Дмитрия Кухаренко — бывшего капитана полиции с опытом медийных войн и готовностью идти на конфликт — выставили откровенно слабых соперников. Это выглядит как серьезный просчет.
От «Единой России» идет Юрий Смышников — директор Воронежского концертного зала, актер по образованию. Человек из культурной сферы, далекий от уличной политики. Его доход за 2024 год — почти 4 миллиона рублей, из имущества — только автомобиль Subaru Forester.
Господин Смышников — член регионального политсовета партии, но это скорее статусная позиция. В жесткой борьбе с Кухаренко, который месяцами атакует власть и не стесняется в выражениях, актеру будет сложно. Дебаты показали: Кухаренко готов идти на обострение, а что может противопоставить директор концертного зала?
От партии «Родина» выдвинут 66-летний Сергей Шишлаков — фигура из 1990-х, бывший депутат первого созыва гордумы (1994-1997). Почти 30 лет назад. С 2009 года возглавляет «Антикоррупционный комитет» — организацию, о которой мало кто слышал. При этом у Шишлакова солидное имущество: три земельных участка, здание, пять помещений, две квартиры, Audi Q7 и Hummer. Доход более 10 миллионов рублей. Классический представитель старой элиты, который вряд ли найдет общий язык с протестным электоратом.
Николай Рудов от КПРФ — строитель из Новой Усмани, дважды избирался в районный совет. Доход всего 170 тысяч рублей за год, из имущества — две квартиры и два автомобиля (Cherry и Volvo). Типичный представитель партийной номенклатуры районного масштаба. Для городского округа в центре Воронежа Рудов — чужой. У него нет ни харизмы, ни медийности, ни ресурсов для борьбы с Кухаренко.
Гаджи Амрахов — самый обеспеченный из всех кандидатов (доход более 13 миллионов), директор автомобильного техникума, кандидат юридических наук. Земельный участок почти 2000 кв.м., здание 1432 кв.м., BMW X5. На бумаге выглядит солидно, но в публичной политике Воронежа неизвестен. ЛДПР традиционно слаба в регионе, а Амрахов не имеет того протестного заряда.
Упущенная возможность: как можно было победить
А ведь сценарий мог быть совершенно иным. Представьте: на округе с начала августа работает сильный кандидат от власти. Известный предприниматель или уважаемый врач, руководитель крупного предприятия или популярный общественник. Человек с репутацией, ресурсами и командой.
Весь август он методично обходит дворы двенадцатого округа. Встречается с жителями на Кольцовской и Плехановской, проводит встречи во дворах на проспекте Революции, общается с пенсионерами на площади Ленина. К началу сентября он знает проблемы каждого квартала, у него есть личные контакты с активистами домов, его узнают на улицах.
И вот 2 сентября регистрируют Кухаренко. Но поздно — округ уже «занят». Люди уже знают другого кандидата, он уже пообещал решить их проблемы, уже завоевал доверие. Против такого кандидата даже скандальная риторика Кухаренко была бы бессильна — личный контакт всегда сильнее медийного образа.
Остается вопрос: почему на такой важный округ в центре города не нашлось сильного кандидата? Неужели настолько были уверены в административном решении вопроса? Эта уверенность может дорого обойтись.
Алла Серебрякова