Глава Центрального района Воронежа Игорь Галкин объяснил, почему реконструкция бульвара на Карла Маркса кажется медленной, но на самом деле идет по графику.
Третье сентября. Кабинет главы Центрального района. Игорь Галкин готов рассказать всю правду о самой обсуждаемой стройке Воронежа — реконструкции бульвара на Карла Маркса. Той самой, где месяцами работали 2-4 человека с одним экскаватором, хотя контракт — на 282 миллиона рублей. На столе — папка с документами. На стенах — картины старого Воронежа. Игорь Галкин начинает издалека: работает в управе с 2001 года. Двадцать три года карьеры, шаг за шагом — от простого специалиста до зама по ЖКХ. В декабре 2024-го мэр Сергей Петрин подписал назначение — господин Галкин стал главой района.«Тогда, в 2001-м, должность главы района казалась чем-то недосягаемым», — вспоминает он. Теперь недосягаемое стало реальностью. А вместе с ней пришла и ответственность за проект, который у всех на устах.
«Для меня доверие мэра очень ценно, и я несу большую ответственность на этом посту», — говорит Галкин.
Проект реконструкции бульвара — его первое серьезное испытание. И сразу такое внимание общественности.
40 тысяч голосов за мечту
В 2024 году воронежцы сами выбрали этот проект. Больше 40 тысяч человек проголосовали за то, чтобы на Карла Маркса появились клумбы с автополивом, современное освещение, новые тротуары. А еще — детская площадка с холмами и тоннелем, навесы с качелями и сцена для концертов. Контракт подписали на 282 миллиона. Срок — до 30 ноября 2026 года. Заказчик — управа Центрального района.
Реконструкция началась в мае. Прошло четыре месяца, а на площадке — 2-5 рабочих, один экскавтор, КАМАЗ. Горожане возмущены: где рабочие? Где техника? Куда смотрит управа?
Ловушка госконтракта
«Давайте я объясню», — отвечает Игорь Галкин. — «Контракт не предусматривает, сколько должно быть человек на площадке. Но все идет по графику».
Вот она, загвоздка. В документе не прописано минимальное количество рабочих на объекте. И управа не может требовать от подрядчика выставить 20-30 человек. Нет юридических оснований. «Рабочие много времени уделили разбору и переносу коммуникаций, общаясь с ресурсоснабжающими организациями. Только после этого приступили к устройству тротуаров», — объясняет Галкин.
«В начале реконструкции мы обсуждали, возможно ли досрочно сделать основные виды работ. Оказалось, что нет. Слишком много работы», — констатирует глава района. Был еще момент. Подрядчик мог сразу огородить весь бульвар — так удобнее вести работы. Управа выступила против.
«Сначала нужно сделать площадку от проспекта Революции до Фр. Энгельса потом переходить на следующую часть», — настояли в администрации района. В контракте такого требования нет, но договорились. За cостоянием деревьев при реконструкции следит управление экологии. «Они общаются с подрядчиком», — поясняет Игорь Галкин.
Звонок от мэра: стройка на личном контроле
Мы уже обсудили основные проблемы, когда раздался телефонный звонок.
«Извините, я должен ответить, — говорит Игорь Галкин, — мэр звонит».
Сергей Петрин без предисловий: как движется реконструкция Карла Маркса? Какие сложности? Какой темп? Что сделано? Почему нет большого числа рабочих?
Формальные рамки госконтракта — лишь одна часть реальности. Другая, и, возможно, более действенная — это прямой контроль первого лица, способный запустить процессы там, где бессильны юридические формулировки.
Без аванса, чтобы отсечь однодневки
После звонка возвращаемся к деталям финансирования. Оплата в два этапа: до конца 2025 года — больше 70 миллионов, в 2026-м — оставшиеся 200 с лишним.
«Аванса нет. Мы изначально его не предусматривали в контракт, чтобы на аукцион не вышли фирмы с сомнительной репутацией», — объясняет Галкин.
Без аванса могут работать только те, у кого есть свои оборотные средства. Это отсекает фирмы-однодневки.
«После подведения итогов на реконструкцию я пригласил подрядчика на встречу. В первый раз увидел. Теперь взаимодействуем», — рассказывает глава района.
Ожидание, реальность и год до финала
Есть контракт — юридический документ со своими особенностями. Есть управа, которая работает в рамках закона. Есть подрядчик, который выполняет условия контракта. И есть 40 тысяч воронежцев, которые ждут свой обновленный бульвар.
Игорь Галкин в начале своей работы главой района получил сложный проект. С одной стороны — огромная ответственность перед горожанами. С другой — ограниченные возможности влиять на темпы в рамках существующего контракта.
Но тот звонок мэра во время интервью показал, что существует и другая реальность, помимо прописанной в документах. В ней формальное соблюдение графика — лишь необходимый минимум. А реальным двигателем проекта становится не буква закона, а личный контроль и политическая воля, транслируемая напрямую, без посредников. Кажется, в этой, неформальной, реальности и решается сегодня судьба главного бульвара Воронежа.
Алла Серебрякова