
В то время как китайские инженеры запускали новые линии по сборке аккумуляторов, способных питать целые города, в Воронеже мэр города давал простое поручение. Он попросил чиновников сравнить, как часто в городе рвались трубы в этом году и в прошлом. За последнюю неделю жители оставались без воды и света 30 раз. Яркая иллюстрация глобального разрыва между странами, которые формируют будущее, и странами, которые отчаянно пытаются удержать в рабочем состоянии свое прошлое.
Пока в Воронеже ищут 4 миллиона долларов на ремонт старых котельных и теплотрасс, Китай вкладывает сотни миллиардов в построение новой энергетической реальности. В прошлом году он ввел в строй больше ветряных и солнечных станций, чем весь остальной мир. Его компании не просто производят электромобили — они строят заводы по всему миру, от Бразилии до Венгрии, создавая новую карту экономического влияния.
Мы видим, как расходятся два пути развития. Для Китая чистая энергетика — стратегия национальной безопасности. Это способ избавиться от зависимости от чужой нефти и газа и стать технологическим лидером.
Проблемы Воронежа — вместо инвестиций в прорывные технологии, бюджеты уходят на бесконечное «латание дыр» — ремонт инфраструктуры, построенной полвека назад. Даже позитивные новости, такие как снос старых дымовых труб от давно закрытых котельных, лишь подчеркивают этот разрыв. Это буквально работа по расчистке прошлого. И пока одни разбирают символы ушедшей индустриальной эпохи, другие — в Китае — возводят символы новой: заводы по производству аккумуляторов, патентуют технологии быстрой зарядки и заявляют о прорывах в атомной энергетике.
Контраст разителен. Мы решаем, как пережить следующую зиму без аварий. На другом конце света думают, как обеспечить себе энергетическое лидерство на следующие сто лет. И пока в Пекине обсуждают патенты на аккумуляторы, способные изменить мир, в Воронеже мэр поручает готовить очередной отчет. Отчет, который, скорее всего, снова покажет, что прошлое съедает ресурсы, не оставляя ничего для будущего.
Марина Сабурова, Алла Серебрякова,
фото: мэрия Воронежа