В условиях участившихся атак беспилотников жители Воронежа не видят ни губернатора, ни мэра. Их общение с властью сводится к чтению сообщений в Telegram, где вместо живых лиц – лишь небольшие фотографии в профилях. Такое дистанционное управление вызывает вопросы об эффективности применяемой модели информирования воронежцев.
На фоне участившихся атак беспилотников власти Воронежской области демонстрируют необычный подход к кризисному управлению. Вместо традиционного публичного присутствия руководство региона и города выбрало цифровую модель коммуникации, полностью перенеся взаимодействие с населением в мессенджеры. За первые десять дней 2025 года Воронежская область пережила 19 атак БПЛА. События 9 января стали показательными: губернатор региона Александр Гусев девять раз обращался к жителям через Telegram, информируя об угрозах и отбоях тревог. При этом ни губернатор, ни другие высокопоставленные чиновники не появились на местах происшествий.
Этот подход заметно отличается от практики соседних регионов. В Белгородской области губернатор Вячеслав Гладков с 1 по 5 января провел серию выездов в пострадавшие районы. Он лично посетил Шебекино и Муром, где осматривал повреждения и общался с жителями. В Белгородском районе губернатор проверял ход восстановительных работ в поселке Октябрьский, осмотрел улицы Советскую, Кирова, Юбилейную и Матросова. Показательно, что во время одной из таких поездок в Муроме рядом с губернатором службы безопасности сбили вражеский дрон.
Дистанционное управление как новая реальность?
Воронежский эксперимент с «цифровым управлением» поднимает важные вопросы о трансформации власти в условиях новых угроз. Хотя такой подход обеспечивает быстроту реагирования и централизацию информации, он создает прецедент физического отсутствия руководства в критические моменты. По мере того как атаки на регион участились с декабря 2024 года, этот необычный стиль управления привлекает все больше внимания. В то время как пресс-службы регулярно публикуют фотографии повреждений и отчеты о восстановительных работах, отсутствие личного контакта руководства области и города с населением становится все более заметным.
Остается открытым вопрос: является ли такая модель временной адаптацией к кризису или это новый стандарт регионального управления в условиях регулярных угроз? Пока воронежские власти делают ставку на оперативность информирования через цифровые каналы, время покажет эффективность такого подхода для поддержания связи между властью и обществом.
Цена дистанции
Оба подхода к управлению кризисной ситуацией имеют свою логику. Цифровая коммуникация позволяет реагировать на события мгновенно и охватывать больше инцидентов, но создает ощущение отстраненности власти. Личное присутствие на местах дает возможность прямого диалога с пострадавшими и демонстрирует готовность разделить риски с населением, однако требует значительных ресурсов на обеспечение безопасности и может замедлять принятие управленческих решений.
Возможно, оптимальным решением мог бы стать гибридный подход: сохранение оперативного информирования через Telegram с периодическими выездами на наиболее значимые объекты. Это позволило бы совместить преимущества быстрой цифровой коммуникации с необходимым элементом личного присутствия руководства в критические моменты.
Марина Сабурова, Алла Серебрякова, фото: pixabay.com