Воронеж на грани транспортного паралича. С каждым годом ситуация на дорогах становится все хуже, и кажется, что вот-вот город окончательно встанет в одной гигантской пробке. Не пора ли бить тревогу и требовать от властей немедленных действий, пока не стало слишком поздно?
Каждое утро для воронежцев превращается в настоящий кошмар — город тонет в многокилометровых пробках. Тысячи автомобилей, словно застывшие изваяния, парализуют движение, превращая улицы в одну сплошную парковку. Дети с опозданием добираются до школ, взрослые – на работу, а машины скорой помощи и пожарных, с трудом пробиваясь сквозь этот хаос, теряют драгоценные минуты, когда каждая секунда может стоить чьей-то жизни. И это не случайный сбой, а хроническая болезнь, отравляющая жизнь города уже долгие годы.
Вспомним историю с западным дублером Московского проспекта. Целых пять лет понадобилось, чтобы построить лишь небольшой участок – от улицы Владимира Невского до Солнечной. И то, если бы не титанические усилия компании СМУ-90, которая буквально вытянула на себе этот проект, неизвестно, чем бы всё закончилось. Сейчас работы на втором участке, по улице Свободы, продолжаются, натыкаясь на бесконечные проблемы с подземными коммуникациями, а финал этой эпопеи намечен на конец 2025 года. Третий участок обещают сдать «в ближайшее время» – формулировка, которая уже давно стала синонимом неопределённости.
А теперь давайте вспомним о грандиозных планах 2019 года, когда в новом Генплане Воронежа были прописаны три масштабных проекта, способных, казалось, навсегда решить транспортные проблемы города. Большое воронежское кольцо – амбициозный ответ московской МКАД, с двумя новыми мостами через водохранилище, малое транспортное кольцо, призванное избавить центр города от транзитного транспорта, и, наконец, восточный дублер Московского проспекта с остроумной схемой одностороннего движения по улицам Шишкова и Карпинского.
Но где же все эти проекты сегодня, в конце 2024 года? Если на строительство части одного-единственного дублера ушло целых пять лет, то сколько же десятилетий потребуется на реализацию всего задуманного? Город просто не может столько ждать! Принцип «новый район – новые дороги», который успешно работал в советские годы, когда строительство жилья сопровождалось опережающим развитием дорожной инфраструктуры, сегодня, кажется, забыт напрочь. Город растёт, количество автомобилей увеличивается с каждым днём, а дороги остаются всё такими же узкими и перегруженными.
Пока власти с энтузиазмом занимаются другими, безусловно, важными проектами, такими как стадион «Факел» и благоустройство набережной, ключевая проблема – транспортный коллапс – остаётся практически без внимания. В городе есть опытные строительные компании, есть средства в дорожном фонде, но, похоже, отсутствует самое главное – чёткое понимание масштаба катастрофы и твёрдая решимость действовать.
Воронеж стоит на пороге 2025 года, и ситуация становится не просто критической – она взрывоопасна. Восточный дублер необходимо начинать строить немедленно, учитывая безумные темпы застройки района Загоровского и Шишкова. Город стоит перед выбором: либо он найдёт в себе силы реализовать планы 2019 года, либо рискует окончательно погрузиться в пучину транспортного хаоса. И чем дольше откладывается решение этой проблемы, тем глубже будет дорожный тупик, из которого выбраться с каждым годом будет всё сложнее.
Марина Сабурова, Алла Серебрякова