В октябре 2024 года исполняется шесть лет с момента вынесения приговора воронежскому адвокату Марии Григорашенко. События, развернувшиеся после ее задержания 11 мая 2016 года, оказали неожиданное влияние на правоохранительную систему региона.
В СМИ появилась информация о «зеленом блокноте» с записями о коррупционных связях (спустя время о них публично начала рассказывать СМИ Мария Григорашенко). На следующий день председатель областного суда Виталий Богомолов и его заместитель Владимир Маслов, вызванные в Верховный суд и ознакомленные с оперативными материалами, подали в отставку. Полтора года областной суд оставался без председателя.
Ключевым моментом расследования стала тайная запись разговора в бане между Марией Григорашенко и начальником отдела прокуратуры области Андреем Авдеевым. В 27-страничной расшифровке обсуждались конкретные суммы: полмиллиона за выход из СИЗО, столько же за досудебное соглашение, миллион за условный срок.
Андрей Авдеев, имевший 15 лет прокурорской службы, в 2023 году получил семь лет строгого режима за взятку в 500 тысяч рублей. Его отец — судья областного суда Михаил Авдеев — успел выйти в почетную отставку по достижении 70 лет. Госпожа Григорашенко, осужденная на два года колонии, сегодня успешно управляет собственной юридической фирмой в Грузии.
О существовании самого «зеленого блокнота» косвенно свидетельствует любопытный эпизод: председатель облсуда Василий Тарасов публично разобрал 29 судебных решений, якобы упомянутых в некоем интервью Марии Григорашенко журналистам, хотя она никогда публично о таких делах не говорила.
Последствия публикаций в «зеленом блокноте» о коррупции в прокуратурах и судах оказались малозначительными для тех, кто косвенно упоминался или был причастен к Авдееву. Его начальник — заместитель областного прокурора Иван Панченко — ушел на повышение в Рязань, став областным прокурором, затем после небольшого перерыва занял пост вице-мэра Воронежа. Воронежский областной прокурор Николай Шишкин продолжил карьерный рост, получив должность заместителя генерального прокурора России.
Реальное наказание понес только Андрей Авдеев — в общем-то добродушный человек, склонный к гулянкам и амурным историям с женщинами. Он получил 7 лет колонии строгого режима.
Примечательно, что в тот же период досрочно покинул свой пост начальник воронежского управления ФСБ Олег Нефедов, при котором в регионе был раскрыт ряд громких коррупционных дел. Он проработал в должности всего семь лет — срок для руководителя регионального управления короткий.
Спустя шесть лет история с «зеленым блокнотом» по-прежнему оставляет больше вопросов, чем ответов. И главный из них — была ли эта история действительно попыткой очищения системы или элементом более сложной аппаратной игры, правила которой известны только её участникам?
Кстати, сайт с самим «зеленым блокнотом» давно не работает. Остался только паблик в соцсетях — где, кроме гиперссылок на портал, опубликованы документы о трагической истории в Борисоглебске, где произошла трагедия. В июне 2015 года на берегу реки был развернут школьный лагерь. Учитель разрешил ребятам искупаться в водоеме. 13-летний Максим Сотников попал под сильное течение и погиб. Его мама три года пыталась привлечь к уголовной ответственности сотрудников школы и ее директора за то, что организовали лагерь в ненадлежащем месте. Только после публикации истории в «зеленом блокноте» Марии Григорашенко дело было возбуждено. Так что польза от «зеленого блокнота» все-таки была.
Марина Сабурова, Алла Серебрякова,
фото: СКР