Прошло два месяца с того дня, как воронежцы начали платить больше за поездки в общественном транспорте. Тридцать три рубля за билет, если платишь наличкой, тридцать один — если картой. Вроде бы немного, но за месяц набегает приличная сумма. Чиновники и перевозчики обещали золотые горы: новые автобусы, лучший сервис, счастливые водители. А что мы видим на самом деле? Давайте разберемся.
Старые песни о главном
Выходишь на остановку, а там всё те же древние ПАЗики. Железные коробки на колесах, которые помнят еще наших бабушек и дедушек. Летом в них — баня на колесах, зимой — холодильник. О кондиционерах можно только мечтать. Час пик? Готовься стать частью плотно упакованной сардины в консервной банке. Вечер? После девяти вечера можно смело вызывать такси или готовиться к долгой пешей прогулке.
Конечно, нельзя не отметить появление двадцати новеньких «Газелей Некст» на маршрутах №16 и №20. Но, простите, это капля в море. На фоне сотен старых автобусов эти двадцать новичков выглядят как подачка, чтобы заткнуть недовольных.
Водители: герои или заложники системы?
А теперь давайте пристально посмотрим на тех, кто каждый день садится за руль этих «чудо-машин». Водители — настоящие герои нашего времени, но система превращает их в заложников.
Начнем с зарплат. «От 36 000 рублей» — гласит одно объявление. Звучит неплохо, пока не вчитаешься в детали: 12-часовые смены, шесть дней в неделю. А вот другое предложение — «от 160 000 рублей». Заманчиво? Еще бы! Но какой ценой? Работа без выходных, ежедневные смены по 12-14 часов. Простой вопрос: когда этим людям жить? Когда видеть свои семьи? И главное — как сохранить здоровье и концентрацию при таком графике?
Условия труда — отдельная песня. Представьте: вы садитесь за руль автобуса, который помнит еще советские времена. Тормоза скрипят, двигатель работает с перебоями. А вам нужно везти десятки людей по загруженным городским улицам. Добавьте сюда постоянный стресс от агрессивных пассажиров, которые недовольны задержками. А задержки неизбежны — пробки в городе никто не отменял. Но это еще не все. Над водителями постоянно висит дамоклов меч плана. Не выполнил дневную норму — потерял в зарплате. А как ее выполнить, если половину смены простоял в пробках? Вот и приходится нарушать правила, подрезать, лихачить. Не от хорошей жизни, а чтобы свести концы с концами.
Теперь о «комфорте» рабочего места. Летом в кабине — настоящее пекло. Зимой — холодильник на колесах. Кондиционеры? Не смешите. Даже элементарных удобств часто нет. Многие маршруты не предусматривают нормальных перерывов, и водителям приходится «решать свои проблемы» буквально на ходу. А ведь есть еще ответственность за техническое состояние машины. Если что-то сломается в пути — виноват водитель. Неважно, что автобусу уже двадцать лет и он держится на честном слове. Выкручивайся как хочешь.
Куда ушли наши деньги?
Когда поднимали цены на проезд, нам обещали, что это необходимо для повышения зарплат водителям, обновления автопарка, улучшения качества обслуживания. Прошло два месяца. Водители всё те же деньги, автобусы всё так же старые, качество обслуживания — ну, вы сами каждый день видите.
Так куда же делись деньги? Может быть, они растворились в бесконечных совещаниях о том, как улучшить транспортную систему? Или ушли на премии тем, кто так «успешно» провел повышение тарифов? Повышение цен на проезд в Воронеже напоминает старый анекдот: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Только вот воронежцам не до смеха. Каждый день они вынуждены тратить больше денег на то, чтобы добраться до работы или учебы в условиях, которые иначе как «спартанскими» не назовешь.
А пока чиновники рапортуют об успехах и строят планы на будущее, простые горожане продолжают мучиться в душных автобусах, толкаться на остановках и мечтать о том дне, когда слова о «комфортном и современном общественном транспорте» станут реальностью, а не пустым обещанием.
Марина Сабурова, Алла Серебрякова