В Воронеже число аварийных домов выросло на 40%, квартир, где нельзя жить - на 17% В Курсе Воронеж - последние новости в Воронеже, читайте на сайте В Курсе Воронеж

В Воронеже число аварийных домов выросло на 40%: квартир, где нельзя жить — на 17%

Воронежцы годами мучаются в старых домах, пока застройщики осваивают новые незастроенные территории. 

 

Двухэтажка на улице Солнечной давно не видела ремонта. Построенный в послевоенные годы, этот дом словно застрял во времени. Обшарпанные стены, покосившиеся двери, прогнившие коммуникации — таковы суровые реалии жизни его обитателей. В одной из квартир ютится 28-летняя Анна, оставшаяся без поддержки родных.

— Родители умерли рано, а замуж я так и не вышла, — грустно улыбается девушка. — Так и живу одна в этой однушке, доставшейся по наследству. Работаю продавцом, зарплата небольшая. А коммуналка съедает почти половину дохода.

И правда, цифры в квитанциях впечатляют: 9 тысяч рублей зимой и 4-5 тысяч летом. И это за квартиру площадью всего 28 «квадратов»! Анна недоумевает: за что управляющая компания дерет такие деньги? Ведь в подъезде не помнят даже косметического ремонта, а во дворе — разруха.

Платежи явно идут не на поддержание дома в порядке. По словам девушки, с потолка осыпается штукатурка, на стенах — потеки и плесень. Из подпола тянет затхлостью и канализацией. По ночам за обоями шуршат мыши, а из кранов течет ржавая вода. Анне приходится постоянно латать прохудившиеся трубы и ставить заплатки на линолеум.

— Обращалась в УК, просила хотя бы подъезд освежить и подвал от грызунов потравить. Да только все без толку — одни обещания! — возмущается девушка. — А самой на ремонт денег нет. Вот и маюсь, всю зиму мерзну, а летом от духоты спасаюсь.

Увы, история Анны — не исключение для домов старого фонда. Многие семьи годами ждут расселения из аварийного жилья, оплачивая при этом немалые счета за «коммуналку». Но управляющие компании не торопятся приводить бараки в порядок, предпочитая тратить собранные деньги на другие нужды.

— Такое чувство, что про нас просто забыли, — вздыхает Анна. — Живем, как на пороховой бочке. Того и гляди, потолок на голову рухнет или пол провалится. А ведь дому давно нужен капремонт! Да только кто ж его сделает?»

Издание «В курсе Воронеж» проанализировало два реестра аварийного жилищного фонда и выяснило, что за четыре с половиной года число аварийных строений увеличилось на 40%, а площадь жилья, не отвечающего требованиям безопасности, — на 17%. Так, ознакомившись с документами за 2019 и 2023 годы, можно констатировать тревожную тенденцию: количество домов, признанных непригодными для проживания, неуклонно растет. Если в начале 2019 года в списке значилось 62 многоквартирных дома общей площадью 48 тыс. кв. м, то к июлю 2023 года этот перечень расширился до 87 зданий, а их совокупная площадь превысила 56 тыс. «квадратов».

Иными словами, за четыре с половиной года число аварийных строений увеличилось на 40%, а площадь жилья, не отвечающего требованиям безопасности, — на 17%. И это лишь официальные цифры, не учитывающие потенциально опасные объекты, еще не попавшие в реестр. Примечательно, что львиная доля «проблемных» домов — это двух- и трехэтажные здания, возведенные в середине прошлого века. Многие из них признаны аварийными из-за физического износа и давно отслужили свой срок.

Список пополняется ежегодно

Настораживает динамика пополнения списка аварийных домов. Если в 2019 году в него было включено лишь 8 адресов, то в «ковидном» 2020-м — уже 18. В 2021 году добавилось 9 зданий, а в 2022-м — 10. Нынешний год также не сулит улучшений: за неполные семь месяцев реестр расширился на 12 позиций. Таким образом, ситуация с ветхим жильем в областном центре близка к критической.

Адреса вновь признанных аварийными домов в 2023 году красноречиво свидетельствуют о масштабах проблемы:

ул. Батуринская, 26
ул. Студенческая, 35
ул. Ворошилова, 10
пер. Советский, 19/2
пер. Советский, 8/3
пер. Советский, 4в
ул. Менделеева, 28
ул. Менделеева, 26
ул. Машиностроителей, 72
ул. Машиностроителей, 70
ул. Машиностроителей, 68
ул. Машиностроителей, 32
пр-т Ленинский, 96/3
пер. Здоровья, 17
ул. Жигулевская, 34
ул. 9 Января, 142
ул. Хабаровская, 11
ул. Электросигнальная, 6

Среди «новичков» оказались дома не только довоенной постройки, но и хрущевки 1950-х годов. А ведь в них до сих пор живут люди, чья безопасность под большим вопросом.

Не лучше обстоят дела и с отдельными жилыми помещениями (преимущественно коммунальными квартирами), признанными непригодными для проживания. В 2019 году таковых было 30, а к июлю 2023-го стало 48, то есть количество выросло на 60%. В основном речь идет о комнатах в бараках и общежитиях, где условия не соответствуют санитарным нормам.

Расселение идет, но недостаточными темпами

По закону жильцы аварийных домов и непригодных помещений подлежат расселению с предоставлением новых квартир. И такая работа в Воронеже ведется, но ее темпы оставляют желать лучшего. К примеру, в 2019 году было расселено лишь 5 аварийных домов (менее 10% от общего числа), а в 2020-м — 6. В прошлом году новоселье справили жители 8 ветхих зданий, а за первое полугодие 2023-го расселены еще 4 дома. Таким образом, на сегодняшний день в очереди на расселение остается более 60 многоэтажек, признанных аварийными. А с учетом того, что список регулярно пополняется, решение проблемы откладывается на неопределенный срок.

Еще один тревожный симптом — нехватка маневренного жилого фонда, куда могли бы временно переехать жильцы аварийных домов. В Воронеже насчитывается больше 100 таких помещений. Значительная часть сама нуждается в ремонте и не отвечает нормам благоустройства. Получается замкнутый круг: людей выселяют из одних некомфортных условий в другие.

Что делать?

Сложившаяся ситуация требует комплексного подхода и активизации усилий на всех уровнях. Необходимо не только наращивать темпы расселения аварийного фонда, но и параллельно решать вопрос с маневренным жильем, приводя его в надлежащее состояние. Следует ужесточить контроль за техническим состоянием домов и своевременно проводить капитальный ремонт, не допуская перехода зданий в разряд аварийных. За каждым адресом в реестре стоят человеческие судьбы, благополучие и безопасность наших граждан.

Пока же острота проблемы лишь нарастает, а перспективы ее скорого решения весьма туманны. И тому подтверждение — все новые адреса, пополняющие список аварийных домов Воронежа. Остается надеяться, что власти всерьез займутся этим вопросом и жилищные условия горожан наконец начнут меняться к лучшему. Ведь право на комфортное и безопасное жилье — одно из базовых прав человека, которое государство обязано обеспечивать.

 

Марина Сабурова, Алла Серебрякова

 

Другие материалы:

Обвалившаяся штукатурка и грибок на стенах. Во что превратилась Орловская психбольница — изучаем фотосвидетельства бедственного положения, ищем ответ, куда уходят деньги и кто ответит за разруху

Российские законодатели близки к запрету усыновления в страны, разрешающие смену пола

Новый поворот в судебной системе: строим версии, почему глава Воронежского облсуда стремится в Ростов-на-Дону

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

семнадцать − 12 =