Недавнее интервью известного воронежского предпринимателя Эдуарда Краснова вновь привлекло внимание общественности к судьбе парка «Танаис». Бизнесмен рассказал о грандиозных планах по реконструкции этого места отдыха, которые он намерен реализовать вместе с партнерами. Лыжероллерная трасса, фонтаны, кофейни — все это, по замыслу инвесторов, должно превратить «Танаис» в современное и привлекательное пространство. Впечатляет и сумма предполагаемых вложений — около 400 млн рублей.
Однако за этими громкими заявлениями и цифрами как-то потерялся тот факт, что будущее «Танаиса» уже обсуждалось на высоком уровне — причем без малого 7 лет назад. В 2017 году по поручению губернатора Воронежской области молодые архитекторы разработали сразу несколько вариантов реконструкции парка. Их идеи и предложения заслуживают того, чтобы напомнить о них подробнее.
Пять концепций от молодых и талантливых
Воркшоп, организованный региональным управлением архитектуры и градостроительства, собрал пять команд молодых архитекторов. За три дня интенсивной работы каждая из них подготовила свое видение обновленного «Танаиса». Проекты оценивало компетентное жюри, в которое вошли опытные архитекторы, девелоперы, общественники, представители городских и областных властей.
Победителем была признана концепция команды Insight под руководством Анны Азизовой-Полуэктовой. Архитекторы предложили создать в парке «безопасное и дружественное пространство», разделенное на три функциональные зоны: активного отдыха, общения и рекреации.
В зоне активного отдыха планировалось обустроить газоны для занятий йогой, спортивные и детские площадки, танцевальный помост. Центром зоны общения должна была стать главная аллея парка, очищенная от аттракционов, но дополненная, например, стационарными столами для настольных игр. Ну а жемчужиной «Танаиса» могли бы стать «терапевтические» площадки — места для аромотерапии с ароматическим огородом, звуковой терапии с искусственным ручьем, световой терапии с инсталляциями. Даже живущих в парке белок архитекторы предлагали задействовать — для анималотерапии.
Не обошли вниманием авторы концепции и проблемы благоустройства, озеленения, освещения парка. Они подчеркивали необходимость сохранить природную составляющую «Танаиса», но при этом омолодить зеленые насаждения с помощью специалистов-дендрологов. Предлагалось проложить сеть удобных дорожек и тропинок, чтобы побудить посетителей не просто пересекать парк, а исследовать и осваивать его пространство. Особый шарм «Танаису» должна была придать «чуткая» система освещения, реагирующая на перемещения людей.
Другие команды тоже выдвинули немало интересных и оригинальных идей. Группа Семена Зуева делала акцент на «развитии общественного потенциала парка» за счет продуманной сети дорожек и более камерного пространства главной аллеи. Команда Антона Скупченко предлагала сделать упор на сезонных развлечениях — летом это могли бы быть надувные аттракционы, а зимой — объекты для зимних забав. Ландшафтный архитектор Татьяна Винокур видела главной ценностью «Танаиса» его «природность» и призывала не гнаться за гламурной «прилизанностью», а подчеркнуть естественную красоту леса, дополнив ее продуманными посадками декоративных растений.
Хорошие идеи остались на бумаге
Глядя на эти концепции, невольно ловишь себя на мысли — как много всего можно было сделать в «Танаисе»! Причем речь не о каких-то утопических прожектах, а о вполне реальных, профессионально проработанных решениях, за которыми стоят конкретные люди — молодые воронежские архитекторы. Их идеи перекликались с пожеланиями самих горожан — ведь перед воркшопом организаторы провели опрос, в котором приняли участие около 400 человек.
И что же мы видим сейчас, спустя семь лет? Увы, практически ничего из задуманного не было реализовано. «Танаис» по-прежнему далек от того образа «безопасного, дружественного, наполненного смыслами пространства», каким его представляли участники воркшопа. Да, в парке чисто и уютно, но ключевые проблемы так и остались нерешенными. По сути, идеи молодых архитекторов оказались похороненными в чиновничьих кабинетах.
Возникает резонный вопрос — почему? Неужели за 7 лет городские власти не смогли найти возможности для реализации этих концепций? Или, может быть, сработал пресловутый принцип «инициатива наказуема»? Ведь куда проще и спокойнее ничего не делать, чем взваливать на себя ответственность за масштабную реконструкцию парка. Даже несмотря на поддержку проекта со стороны губернатора.
Теперь вот за «Танаис» взялись частные инвесторы. Оно и понятно — лакомый кусок, да еще и с такой историей. Вроде бы и хорошо, что парк наконец-то приведут в порядок. Но опять же — возникают вопросы. А будут ли учтены при этом идеи архитекторов и пожелания горожан? Или все ограничится типовым набором «причесанных» аллеек, лавочек и фонарей, как во многих «облагороженных» зонах отдыха? Не превратится ли «Танаис» в очередную бизнес-площадку, где все подчинено извлечению прибыли? Что происходит с Дельфином.
Пока есть ощущение, что городские власти просто самоустранились от решения судьбы парка. Мол, нашлись меценаты, и слава Богу, пусть делают, что хотят. Но ведь общественное пространство — это не частная лавочка. Это место, которое должно быть комфортным и доступным для всех горожан, независимо от их достатка и статуса. И «Танаис» в этом смысле — пример того, как согласовать интересы бизнеса и общества, сохранив при этом «genius loci», дух места.
Если же погоня за прибылью возобладает, то «Танаис» рискует стать очередным малоинтересным «общим местом». А задел, созданный 7 лет назад молодыми воронежскими архитекторами, так и останется на бумаге — как памятник несбывшимся мечтам и упущенным возможностям.
Марина Сабурова, Алла Серебрякова
Еще читать: