Кто пытался заработать на нём и чем всё в итоге закончилось.
В Воронеже могли построить метро, если бы был готов проект и нашлись бы деньги. В конце декабря 2023 года губернатор Александр Гусев заявил, что эту тему можно сворачивать — федеральный бюджет не готов спонсировать новые объекты метрополитена. «Вкурсе» выяснило, как в нашем городе был провален проект по составлению документации для запуска легкорельсового транспорта. Без него деньги российское правительство выделять не сможет, когда будет принято решение финансировать строительство нового метро в регионах страны.
Разговоры о появлении в Воронеже проекта скоростного легкорельсового пассажирского транспорта начались в 2017 году. Тогда мэром города был Александр Гусев, занимающий сегодня пост губернатора региона. Городские власти объявили аукцион по поиску подрядчика для подготовки технической документации для запуска метро. На эти цели было выделено 11,5 млн. рублей. Срок сдачи материалов — конец 2017 года.
Что должен был сделать подрядчик
Проектирование метрополитена в Воронеже должно было вестись в три этапа. Перечислим самое основное. В рамках первого специалистам предстояло определить список улиц для реконструкции и составить трассировку линий. Затем выяснить, в чьей собственности находятся земельные участки, по которым будут ездить вагоны, сколько нужно средств для их выкупа в государственную собственность и составить предложения по видам возможного использования надземных территорий и подземных пространств.
Второй этап был более сложным. Подрядчик собирался высчитать количество и длину линий легкорельсового транспорта, пропускную способность трасс, пересадочные станции, перехватывающие парковки, размер парка подвижного состава и оценить капитальные вложения в его покупку.
Третий этап проектирования предусматривал составление технико-экономического обоснования финансирования метрополитена. Пожалуй, это самое главное — важно знать, сколько нужно денег на строительство метро и какая будет прибыль. На нём всё дело и посыпалось.
Почему документам не дали ход
У подрядчика возник спор с ФАУ «Главгосэкспертиза России». «Киносаргу» нужно было получить положительную экспертизу на сметные расчеты строительства метро, но сотрудники «Главгосэкспертизы» несколько раз просили дополнить заявку разными документами. В мае 2018 года проектировщики, наконец, собрали нужный пакет материалов, только управление строительной политики Воронежа расторгло с ними контракт. Согласно условиям договора, подрядчик должен был сдать готовый проект метро к концу 2017 года.
Интересно получается. Структуры городской администрации могут заключать по 40 дополнительных соглашений и продлевать сроки строительства дорог, а продлять срок исполнения контракта с «Киносаргом» в мэрии не стали. Отрезали жёстко — не успел — до свидания!
«Киносарг» и управление строительной политики Воронежа ушли в судебные споры, пытаясь доказать свою правоту. Мэрия хотела отсудить у компании 10,5 млн. рублей за невыполненный госконтракт. Проектировщики добивались выплаты 3,2 млн. рублей за выполненную работу по двум этапам госконтракта. Арбитражный суд Воронежской области решил, что подрядчик должен вернуть чуть больше полумиллиона рублей за отсутствие третьего этапа реализация контракта. За остальные два этапа управление строительной политики Воронежа должно заплатить проектировщику 8,2 млн. рублей.
Если бы третий этап подрядчик выполнил, у мэрии Воронежа был готовый проект будущего воронежского метро. Спустя шесть лет после подготовки проектировщиками анализа, как в Воронеже можно построить метро, собранные данные, наверное, устарели. Если в будущем возникнет вопрос составления документов, городские власти будут заново тратить деньги на поиск специалистов.
Подсветили детали
Пока велась работы над проектом метро, компания «Киносарг» озвучивала публично некоторые детали. Например, предварительные маршруты движения подвижных вагонов:
Московский проспект – центр – ул. 20-летия Октября – авиазавод,
ул. Остужева – ул. Ленина, проспект Революции, центр, ул. Ворошилова, Юго-Западный рынок – ул. Южно-Моравская,
ул. 9 Января, ул. Кольцовская, вокзал Воронеж-1, ул. Коммунаров – ул. Димитрова, нефтебаза.
Линии движения получили следующие названия: Московско-Авиазаводская, Тамбовско-Курская, Ростовско-Семилукская. Всего на запуск метро планировалось потратить (по расчетам в 2017 году) 48,344 млрд рублей.
Сегодня сумма затрат выросла. Насколько — неизвестно. В декабре 2023 года губернатор Александр Гусев сообщил журналистам, что тему со строительством в Воронеже метро можно закрывать.
— Мы на самом деле искренне полагали, что с поддержкой федерального центра этот проект можно реализовать. Мы же миллионник. Мы всё понимали, что для городов-миллионников эта тема была актуальна в свое время, — сказал Александр Гусев. — Но это всё было до 2020 года. Тогда было принято решение на федеральном уровне не выделять деньги на строительство новых объектов метрополитена, а только достраивать существующие. Тему можно на сегодняшний день пока сворачивать.
Только вот какая деталь. Без готового проекта строительства метро правительство России выделять деньги на его реализацию не будет. Документы проектировщики так и не смогли составить. Почему бы не довести начатое дело до конца и не составить проект, чтобы потом при наличии финансов можно было запустить легкорельсовый транспорт?
Как еще можно использовать документы «Киносарга»?
Проектировщики выполнили большой объем исследований транспортных потоков в городе. Эту информацию можно было бы использовать для запуска в Воронеже трамваев. Правительство России каждый год выделяет несколько десятков миллиардов рублей для покупки вагонов. Увы, трамвая тоже в нашем городе не будет. Губернатор сказал на встрече с журналистами в декабре 2023 года, что они неудобные и медленно ездят.
Причем тут арестованный экс-вице-мэр
На теме строительства метро в Воронеже собиралось заработать Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов. По решению губернатора Александра Гусева финансирование организации было увеличено на более чем 73 млн. рублей. На эти деньги руководитель Агентства Алексей Антиликаторов собирался найти подрядчиков для разработки проекта метро. Срок составления документов — три года. В 2019 году господин Антиликаторов был задержан за получение взятки во время работы вице-мэром Воронежа. После его увольнения тема с метро быстро сошла на нет…
Алла Серебрякова
https://www.change.org/p/%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD