
Стремительный взлет цен на картофель, ставший для многих россиян неприятным сюрпризом, имеет под собой комплекс причин, корнями уходящих в структуру отечественного агрорынка. Если в начале года килограмм «второго хлеба» обходился в среднем в 60 рублей, то к лету планка в 100 рублей за кило стала почти нормой. Ситуация вызвала беспокойство еще весной, а заявления на высшем уровне о дефиците даже у традиционных поставщиков, таких как Беларусь, лишь подчеркнули остроту проблемы.
На рынках продавцы разводят руками: дорожает многое, не только картофель. Однако спрос на клубни, по их словам, остается стабильным – потребители, хоть и сетуют, но покупают, часто сразу по несколько килограммов. Экспертное сообщество и сами производители пытаются объяснить причины ценового ралли. Экономист Игорь Бельских ранее в беседе с журналистами указывал на потребительский кризис и неравномерное распределение дефицитного товара, иронично назвав прошлогоднюю закупку картофеля выгоднейшей инвестицией с доходностью под 250% годовых (с 35-40 рублей в сентябре до почти 100 рублей в мае).
Однако сами аграрии видят корень зла глубже. Неблагоприятные погодные условия и, как следствие, неурожай прошлого года – лишь одна сторона медали. Образовавшуюся брешь пришлось закрывать импортной продукцией, в цену которой заложены значительные логистические издержки. Ключевой же проблемой является отсутствие у российских семеноводческих хозяйств конкурентоспособных сортов картофеля, уступающих импортным аналогам как по вкусовым, так и по агрономическим показателям. «Закупленные разово импортные семена позволяют работать два-три года, после чего сортовые качества картофеля ухудшаются,» – поясняет в интервью изданию v1.ru фермер Артем Буряк. – «Этого ресурса хватило как раз на три года, а сейчас, в условиях усложнившейся логистики закупок через посредников, стоимость приобретения семенного материала резко возросла». Фактически, аграрии оказались в ситуации, когда они не могут эффективно конкурировать из-за зависимости от импортного семенного фонда, доступ к которому стал дороже и сложнее.
Ольга Яченкова, доцент кафедры садоводства и защиты растений ВолгГАУ, подтверждает в беседе с журналистами v1.ru, что хотя к осени традиционно ожидается снижение цен с появлением нового урожая, сама проблема носит системный характер. Периодические ценовые скачки в межсезонье, когда старый урожай заканчивается, а новый еще не созрел, усугубляются отсутствием планового подхода в ведении хозяйства.
Главной же причиной, превращающей поход за картошкой в событие, сопоставимое с посещением ресторана, Яченкова называет зависимость внутреннего рынка от импорта популярных агрокультур. «Основная статья затрат – это семенной материал,» – подчеркивает эксперт. – «При сопоставимом качестве, цена на наши и западные сорта может быть близкой, но логистика и таможенные пошлины существенно увеличивают конечную стоимость импортного товара».
Ученый уверена, что отечественные сорта ничуть не уступают, а порой и превосходят зарубежные. Однако исторически сложился перекос в сторону импортных семян, что привело к сокращению площадей под отечественное семеноводство. «Долгосрочным решением,» – считает Яченкова, – «может стать сокращение доли импортного продовольственного картофеля. Это позволит ориентироваться на внутренний рынок, где ценовую политику регулировать значительно проще. У нас есть качественный семенной материал, главное – грамотно подобрать его для каждого региона, чтобы полностью раскрыть сортовой потенциал».
Стоит отметить, что тревожные сигналы о возможном подорожании «второго хлеба» звучали и летом прошлого года. Уже тогда фермеры предупреждали о рисках, связывая их с сокращением посевных площадей и последствиями майских заморозков. Нынешний ценовой виток лишь подтвердил эти опасения, обнажив более глубокие проблемы в обеспечении страны собственным качественным картофелем.
Марина Сабурова