Классы пустеют: Реальный дефицит учителей в российских школах оказался катастрофическим В Курсе Воронеж - последние новости в Воронеже, читайте на сайте В Курсе Воронеж

Классы пустеют: реальный дефицит учителей в российских школах оказался катастрофическим

Вместо прогнозируемых десятков тысяч — сотни тысяч уже сегодня. Реальный дефицит учителей в российских школах оказался катастрофическим, намного превысив самые пессимистичные ожидания. Новые данные министерства просвещения шокируют: классам не хватает преподавателей буквально по всем предметам, и ситуация продолжает усугубляться.

 

Недавно министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что к 2030 году российским школам понадобится 96 тысяч новых учителей, чтобы заменить уходящих на пенсию и открыть новые места. Но, как оказалось, это лишь верхушка айсберга. Реальность гораздо тревожнее и бьет в набат уже сегодня.

Журналисты издания «Фонтанка» заглянули в официальную статистику самого Министерства просвещения и обнаружили пугающую картину. Оказывается, уже в 2024 году российские школы столкнулись с огромной дырой в учительских рядах. Не хватает не просто отдельных специалистов – дефицит охватил практически все школьные предметы и уровни образования.

Представьте себе школу, где в расписании есть уроки, но некому их вести. Именно такая ситуация, судя по цифрам, складывается по всей стране. Штатное расписание школ предусматривает определенное количество учителей на каждый предмет, но реальность безжалостна: многие ставки просто пустуют.

Вот лишь несколько примеров, насколько велик дефицит учителей, основываясь на данных самого министерства за прошлый год. Более 100 тысяч учителей начальных классов не хватает. Это значит, что в младших классах, где закладывается фундамент знаний, дети могут оставаться без должного внимания и обучения. Русский язык и литература – под угрозой. Дефицит учителей-словесников достигает почти 80 тысяч. Иностранные языки в дефиците: более 59 тысяч специалистов по иностранным языкам не могут найти себе замену. Математика – царица наук – тоже страдает: 73 тысячи математиков не хватает в школах. Без квалифицированных учителей математики сложно представить себе развитие технологий и инженерных специальностей в стране. История забывается без учителей: 37 тысяч историков не могут донести до учеников уроки прошлого. Без знания истории трудно строить будущее. Физкультура: 31 тысяча учителей физкультуры не хватает, чтобы привить детям любовь к спорту и здоровому образу жизни. И это только верхушка айсберга! Огромная нехватка также учителей географии, химии, информатики и других важных предметов.

Кто же будет учить наших детей?

Одна из причин катастрофического дефицита – старение учительских кадров. В школах работает много опытных педагогов, но молодежь не спешит занимать их место. Более миллиона учителей сейчас работают в российских школах, но молодежи до 30 лет среди них – всего около 340 тысяч. Причем, за последние годы резко сократилось число учителей в самом продуктивном возрасте 45-49 лет, а количество учителей-пенсионеров растет как на дрожжах. Их уже больше 160 тысяч – каждый шестой учитель в стране – пенсионер!

Хорошая новость в том, что выпускники педагогических вузов вроде бы стали чаще идти работать в школы. Но этого явно недостаточно. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко признал, что нужно срочно принимать меры, чтобы остановить утечку кадров и привлечь молодежь в профессию учителя.

Но хватит ли усилий?

Министр образования и науки Сергей Кравцов уверяет, что педагогические вузы и колледжи справятся с подготовкой новых учителей. Но цифры говорят об обратном. В прошлом году на педагогические специальности выделили всего 120 тысяч бюджетных мест, а выпустилось немного больше – 147 тысяч специалистов. Но даже эти цифры не отражают всей картины. Бюджетных мест мало, конкурс высокий, а платное образование становится все дороже. Многие талантливые ребята просто не могут себе позволить учиться на учителя.

И даже те, кто получает педагогическое образование, не всегда идут работать в школу. Профессия учителя, несмотря на повышение зарплат и государственные программы поддержки, по-прежнему не считается престижной. Опросы показывают, что лишь единицы видят в работе учителя завидную карьеру.

Получается замкнутый круг: не хватает учителей – нагрузка на оставшихся растет – престиж профессии падает – молодежь не идет в школы – дефицит усугубляется.

Если срочно не принять серьезные меры, российские школы рискуют остаться без учителей, а значит, без будущего для наших детей. Нужны не просто слова, а реальные действия, чтобы поднять престиж профессии учителя, привлечь молодые кадры и обеспечить школы квалифицированными педагогами. Иначе пустые классы станут печальной реальностью для российского образования.

 

Марина Сабурова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 2 =