Каким должен быть руководитель, чтобы вести за собой команду в эпоху, когда на первое место выходят не только цифры в отчетах, но и благополучие каждого сотрудника? Психологи Арина Маленова и Ольга Иванова провели масштабное исследование, чтобы ответить на этот вопрос. И, как оказалось, представления самих менеджеров и их подчиненных об «идеальном боссе» существенно различаются, особенно в деталях. Результаты, полученные в том числе и в воронежском филиале крупной российской компании, оказались, мягко говоря, неожиданными.
Жесткие, авторитарные руководители, нацеленные исключительно на результат, постепенно уходят в прошлое. Современный бизнес все чаще делает ставку на так называемый «человекоцентричный» подход. Это не просто модное словосочетание. Это философия, в которой каждый сотрудник – не безликий «винтик» в механизме, а личность со своими потребностями, талантами и устремлениями. Как утверждают эксперты, такой подход не только создает здоровую атмосферу в коллективе, но и, как ни парадоксально, ведет к росту эффективности всей компании. Человек, его уникальность становятся главным активом.
Чего хотят сотрудники, и что думают менеджеры?
Чтобы понять, как видят «человечного босса» сами работники, Арина Маленова и Ольга Иванова опросили более пятисот сотрудников и линейных руководителей компании, активно внедряющей принципы человекоцентричности. Исследование охватило три филиала – в Воронеже, Омске и Казани. Участники опроса – люди разного возраста (от 18 до 59 лет) и с разным опытом работы (от месяца до почти двух десятилетий). Им были заданы два ключевых вопроса: какими качествами должен обладать руководитель в новой, человекоцентричной реальности, и каким, по их мнению, должен быть идеальный лидер?
И сотрудники, и менеджеры единодушно назвали главным качеством успешного руководителя человечность. За этим, казалось бы, простым словом скрывается целый комплекс качеств: открытость, доброта, честность, готовность понять и поддержать. Однако, когда речь зашла о других важных качествах, мнения разделились.
Подчиненные, и особенно это заметно в Воронеже, ждут от руководителя эмпатии – способности сопереживать, умения вдохновлять и мотивировать команду, компетентности, справедливости и, что немаловажно, общительности.
Сами же руководители, хотя и не отрицают важность человечности, делают акцент на других качествах: ответственности, активности и, что особенно показательно, жизнестойкости. То есть умении не пасовать перед трудностями, сохранять оптимизм и находить выход из любой ситуации.
Воронеж, Омск, Казань: региональные особенности «идеального босса»
Исследование выявило и любопытные региональные различия. Воронежские сотрудники, например, особенно высоко ценят в руководителе компетентность, общительность и уверенность в себе. В то же время, воронежские менеджеры, помимо прочего, считают, что для успешного руководства не помешает… чувство юмора! В других городах – свои нюансы.
Поколенческий фактор также играет роль. Молодые сотрудники хотят видеть в лидере, прежде всего, человека, умеющего выстраивать отношения в коллективе и принимать взвешенные решения. Молодые руководители же больше ценят активность и стремление к саморазвитию. А вот сотрудники со стажем более 10 лет особенно выделяют человечность, общительность и способность руководителя вдохновлять личным примером.
Есть над чем задуматься: выводы психологов
С помощью сложных статистических методов Арина Маленова и Ольга Иванова «разложили по полочкам» все названные респондентами качества и выявили любопытные закономерности. Оказалось, что в представлении сотрудников «идеальный руководитель» в эпоху человекоцентричности – это человек активный, справедливый, постоянно развивающийся, человечный и способный видеть «картину» в целом, понимать взаимосвязи.
А вот для самих менеджеров «идеальный» руководитель – это, прежде всего, человек с развитыми когнитивными способностями, компетентный, уверенный в себе и умеющий держать под контролем как себя, так и ситуацию в коллективе. Более того, многие руководители считают, что излишняя эмоциональность, чуткость и «человечность» могут даже помешать достижению высоких бизнес-результатов!
Исследование выявило явное противоречие, которое необходимо преодолеть, отмечают психологи. Для успешного перехода к человекоцентричной модели управления, компаниям предстоит серьезно пересмотреть свои подходы к обучению и развитию руководителей. Важно учитывать мнение самих сотрудников, которые хотят видеть в своих лидерах не просто профессионалов, а, прежде всего, людей. И результаты этого масштабного исследования, безусловно, станут отправной точкой для серьезных изменений в корпоративной культуре – как в Воронеже, так и по всей России.
Марина Сабурова, фото: pixabay.com