Воронеж оказался на последнем месте среди крупнейших городов России по развитию электротранспорта. И это не чьи-то домыслы, а выводы серьезного исследования, проведенного аспирантом РАНХиГС Максимом Фандюшиным и опубликованного в научном журнале «Государственное управление. Электронный вестник». Трамвай у нас давно исчез, троллейбус еле дышит, о метро и мечтать перестали, а электробусы, похоже, объезжают Воронеж стороной. Как же так получилось, и что теперь делать?
Представьте себе карту России. На ней — 16 крупнейших городов, где живет больше миллиона человек. И в каждом из них — своя история с трамваями, троллейбусами, метро и электробусами. Где-то лучше, где-то хуже. А где-то –- как в Воронеже. То есть, совсем плохо. Максим Фандюшин из РАНХиГС решил в октябре 2024 года разобраться, как в этих городах обстоят дела с электрическим транспортом. Он изучил всё: сколько километров путей проложено, сколько вагонов и машин бегает по улицам, сколько маршрутов действует. И оказалось, что хуже, чем в Воронеже, ситуация – только если вообще ничего нет.
Трамвай: был, да сплыл. В 2009 году Воронеж сделал то, чего не делал ни один другой город-миллионник: взял и полностью убрал трамвай. Рельсы сняли, вагоны отправили на металлолом. И всё. А ведь когда-то, с 1926 года, трамвай был в Воронеже! В других же городах (в 15 из 16!) трамваи есть. Где-то их мало, где-то много, где-то они старые, где-то новые. Но они есть. Только в Казани, Краснодаре и Перми трамвайные сети растут. В Москве и Питере – не растут, но там хотя бы вагоны новые покупают.
Троллейбус: последний из могикан?
Троллейбус в Воронеже появился в 1960 году. И, в отличие от трамвая, пока еще жив. Но, как говорится, «на ладан дышит». С каждым годом троллейбусов становится всё меньше, маршрутов – тоже. И такая беда – не только у нас. В половине городов-миллионников троллейбусы вымирают. В шести городах (и Воронеж – в их числе) сети сокращаются, а в Перми их и вовсе уничтожили. И только в Санкт-Петербурге, Челябинске и Красноярске троллейбусы развиваются – там покупают современные машины с автономным ходом, которые могут ездить и без проводов.
Метро: мечта, которой не суждено сбыться?
В Воронеже метро нет. И, похоже, не будет. А ведь это – город-миллионник! В других крупных городах (в семи из шестнадцати) метро есть. Правда, растет оно только в Москве. В остальных – либо стоит на месте, либо развивается очень медленно. А в Челябинске, Красноярске и Омске от идеи метро и вовсе отказались.
Электробус: транспорт будущего… не для нас?
Электробус – это такой автобус, который ездит на электричестве. Он не загрязняет воздух и считается очень современным видом транспорта. Так вот, в Воронеже регулярных маршрутов электробусов, судя по всему, нет. А вот в Москве их – полно (больше 553 километров!). В Питере, Ростове и Нижнем Новгороде – есть, но мало. А Пермь, Красноярск и Волгоград только-только начали их запускать.
Исходя из проведенного анализа можно сделать следующие выводы, — пишет автор исследования:
1) большая часть городов-миллионников находится в фазе стагнации в вопросе развития электротранспорта: Волгоград, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Уфа. Эти города находятся в «желтой» зоне угрозы и требуют внимания по вопросу развития городского электротранспорта;
2) в «красной» зоне находится город Воронеж, где отсутствует внеуличный транспорт, а хозяйство электротранспорта находится в упадке. Требуется принятие срочных мер по развитию систем внеуличного транспорта для развития общественного транспорта и создания комфортного перемещения по городу;
3) развитие систем электротранспорта присуще таким городам, как Казань, Краснодар, Красноярск, Москва, Пермь, Санкт-Петербург, Челябинск. Все эти города имеют признаки развития или трансформации городского электротранспорта. В то же время темпы его развития достаточно невелики и местами требуют дополнительных усилий для поддержания устойчивого развития.
Таким образом, можно сказать, что все города, кроме Воронежа, в качестве основного вида транспорта имеют метрополитен или трамвай, в качестве дополнительного — троллейбус или электробус. Только 38% городов-миллионников находится в фазе развития электротранспорта, 56% — в стадии стагнации, а 6% — в критической стадии деградации.
Получается, что Воронеж — единственный город-миллионник, который оказался в «красной зоне» транспортного кризиса. Это значит, что хуже – уже некуда. Мы отстали от других городов не на шаг, а на целую пропасть. И это – не просто неудобно. Это – стыдно. Исследование ученого — не инструкция по спасению воронежского электротранспорта. Это – диагноз. Очень тревожный диагноз. И теперь городским властям нужно срочно что-то решать. Иначе Воронеж так и останется городом, где общественный транспорт – это не удобство, а одна сплошная проблема.
Василий Сабуров, Алла Серебрякова,
фото из материалов аспиранта