Эпоха, когда россияне могли выгодно приобретать автомобили через «серые» схемы импорта, похоже, подходит к концу. Новые данные говорят о резком падении популярности альтернативных путей ввоза машин в страну. Если еще недавно каждый пятый новый автомобиль в России был «серым», то сегодня эта доля сократилась почти вдвое – и тенденция, похоже, необратима.
По данным аналитиков, в 2024 году «серый» импорт рухнул на целых 20%. Это разительный контраст с 2023 годом, когда «альтернативщики» контролировали более 20% рынка новых автомобилей, предлагая покупателям лазейки для экономии и доступ к моделям, официально не представленным в России.
Главным драйвером «серого» импорта в прошлом году оставался китайский Geely Monjaro – кроссовер, который на родине стоит в разы дешевле, чем в российских автосалонах. Даже с учетом всех накруток, «серый» путь позволял сэкономить до миллиона рублей, что делало его крайне привлекательным. Также в лидерах «альтернативы» оказались премиальные гибриды Lixiang, официально не знакомые российскому рынку, но полюбившиеся ценителям роскоши.
Однако, золотой век «серого» импорта, похоже, подошел к концу. Что же стало причиной резкого спада? Эксперты называют целый ряд факторов, сошедшихся воедино. Во-первых, власти закрыли одну из главных лазеек – «беспошлинный» ввоз через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в частности, через Киргизию, которая стала настоящим хабом для переправки автомобилей в Россию.
Во-вторых, усложнились и финансовые операции. Перевод крупных сумм за границу для «серых» импортеров стал более рискованным и затруднительным, что отпугнуло многих игроков.
В-третьих, российский автомобильный рынок, пусть и с китайским акцентом, но все же насыщается. На прилавки вернулись некоторые «старые» бренды, пусть и под новыми именами, а доминирование китайских марок становится все более явным и официальным.
Интересно, что на фоне падения «серого» импорта, растет доля частного ввоза. Подавляющее большинство «серых» машин теперь оформляется на физических лиц, что позволяет платить минимальный утилизационный сбор. Это говорит о том, что попытки сэкономить и найти обходные пути продолжаются, но масштаб «серого» бизнеса явно сокращается.
Что ждет рынок дальше? В начале 2025 года цены на автомобили уже поползли вверх из-за увеличения утилизационного сбора. Власти, похоже, всерьез взялись за наведение порядка на автомобильном рынке, и эпоха «серого» импорта, скорее всего, останется в прошлом, уступив место более цивилизованным, пусть и менее выгодным, схемам поставок. Для потребителей это означает конец «сладких цен», но, возможно, и более прозрачный и защищенный автомобильный рынок в будущем.
Марина Сабурова, фото: pizabay.com