Депутаты предлагают вдвое сократить число обязательных экзаменов для девятиклассников, поступающих в средние специальные учебные заведения (техникумы, колледжи, училища). Инициатива коснется некоторых регионов уже в этом году.
Группа депутатов Госдумы внесла законопроект, который может существенно упростить поступление в учреждения среднего профессионального образования, такие как техникумы, колледжи и училища. Предлагается уменьшить количество обязательных экзаменов для выпускников 9 классов, поступающих в эти учебные заведения, с четырёх до двух. Вместо сдачи ОГЭ по русскому языку, математике и двум предметам по выбору, достаточно будет успешно сдать только русский язык и математику, пишет «Коммерсант».
Авторы инициативы, среди которых вице-спикеры Петр Толстой и Виктория Абрамченко, считают, что это сделает обучение в техникумах и колледжах более привлекательным и позволит большему количеству школьников получить рабочие профессии. Законопроект предлагает провести эксперимент уже в этом году в пяти регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской и Тюменской областях и Северной Осетии.
Если закон будет принят, выпускники из этих регионов смогут получить аттестат об основном общем образовании и поступить в учреждения СПО, сдав только два ОГЭ. При этом для тех, кто планирует продолжить обучение в 10 классе, количество экзаменов останется прежним. Законопроект дает регионам право самостоятельно устанавливать список экзаменов по выбору и проходные баллы для поступления в 10 класс.
В настоящее время для получения аттестата девятиклассники сдают четыре ОГЭ. Конкурс в колледжи проводится по среднему баллу аттестата, поэтому результаты госэкзамена по предметам по выбору фактически не влияют на поступление. Депутаты также предлагают разрешить регионам проводить отдельные конкурсы на бюджетные места в колледжах для выпускников местных школ, что должно увеличить доступность профессионального образования.
В Госдуме и ранее обсуждали вопрос об упрощении поступления в колледжи. Спикер Вячеслав Володин отмечал, что обязательные экзамены создают препятствия для тех, кто хочет получить рабочие профессии.
Эксперты, комментируя инициативу, отмечают, что она может быть положительно воспринята родителями и региональными властями, так как снизит нагрузку на учеников и уменьшит затраты на подготовку к экзаменам. Однако есть опасения, что сокращение количества сдаваемых предметов негативно скажется на качестве образования и мотивации к учебе у школьников. Профессор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что у учеников может пропасть стимул учить что-либо, кроме русского и математики.
Александр Морозов, фото: pixabay.com