11 ноября в Воронеже прошёл круглый стол, который организовало Воронежское региональное отделение Общероссийского общественного движения «Образование – для всех».
С приветственным словом к участникам круглого стола обратился заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Олег Николаевич Смолин. Смолин пожелал участникам круглого стола интересных идей, творческого общения и, главное, практически результатов. Он обратил внимание на то, что Воронеж имеет прекрасные педагогические традиции. Достаточно вспомнить фамилию Киселёва, по учебникам которого учились целые поколения. И выразил надежду на то, что эти традиции будут продолжены.
Смолин рассказал о его законотворческой деятельности. Он дважды с коллегами вносил в Госдуму проект Федерального закона, который должен был принципиально поменять курс образовательной политики в нашей стране. Сперва он назывался «О народном образовании», а затем «Образование для всех». Сейчас мы разделили этот закон на части. И пытаемся продвигать его по частям. Планируется, что в начале 2024-го будет внесён третий вариант проекта закона об образовании, который должен решить ключевые системные проблемы образования.
Что предусматривает наш проект закона? Во-первых, мы предлагаем в течение 5 лет поднять расходы на образование в РФ в два раза — до 7% от ВВП. Сейчас эти расходы составляют всего 3,5%. Откуда взялась цифра 7? Ни одна страна в мире не обеспечила экономического прорыва при меньших расходах на образование: ни СССР, ни послевоенная Германия, ни Япония, ни так называемые «азиатские тигры» и другие государства. Потому другого варианта просто нет. Также мы предлагаем резко поднять статус педагога. Один региональный министр заявил, что учителям нельзя повышать зарплату, а то они будут якобы работать ни за деньги, а лишь из корысти ради. А вот теперь они работают только на голом энтузиазме. Знаете, мне интересно, чтобы сказал бы этот министр, если бы ему также предложили бы работать только на энтузиазме. Мы предусматриваем в законе, что уровень оплаты труда педагогов должен быть таким, как это предусмотрено в указе Президента РФ под номером 597 от 2012 года при работе на одну ставку. Сейчас средняя нагрузка российского учителя — 1,8 ставки или 32 с лишним урока в неделю. Понятно, что при такой ситуации человек либо не живет, либо не может выполнять все, что положено выполнять учителю. А главное, что положено выполнять учителю — влияние личности на личность. Не зря еще Виссарион Белинский говорил: «Есть много родов образования, но выше всех стоит образование нравственное!»
Третье, мы предусматриваем значительное повышение студенческих стипендий. Они должны быть не ниже прожиточного минимума, как это было в советский период. В течение 5 лет академическая стипендия академическая стипендия должна составлять 80% от прожиточного минимума, а социальная должна соответствовать прожиточному минимуму. Сейчас академическая стипендия студента меньше 12 процентов от прожиточного минимума. То есть в 7 раз меньше, чем в СССР!
Далее мы предлагаем возвращение к традиции отечественного высшего образования. Хорошо, что объявлен эксперимент. Но за годы, которые пройдут по мере его реализации, может многое изменится. Мы считаем, что уже сейчас нужно увеличить подготовку специалистов, без которых инженерное, медицинское, педагогическое образования существовать просто не могут. Чем выше требуется уровень квалификации работника, тем менее достаточным является образование бакалавра.
Наконец, мы считаем, что должна быть резко улучшена просветительская работа. Закон предполагает, что государство на уровне Федерации и её субъектов должно создавать и поддерживать просветительские каналы, а не попсу, которая льётся, как сказал Владимир Высоцкий, «из ящиков для идиотов». Нужны настоящие просветительские каналы, которые должны вернуть нашему народу славу одного из самых культурных. Сейчас, к сожалению, 35% граждан думают, что Солнце — это спутник Земли. А ещё 30% жителей страны убеждены, что гены содержат только генно-модифицированные растения, а остальные гены не содержат.
Мы требуем принципиального изменения курса образовательной политики. Мы не можем забыть формулу Льва Толстого: «Народ наш ищет образование, как воздуха для дыхания». Главное, чтобы народу не перекрывали кислород!!! Участники круглого стола обсудили выступление Смолина, рассказали о проблемах, с которыми они сталкиваются в своей работе, внесли предложения по совершенствованию общественно полезной работы движения.
Воронежский координатор движения Илья Сиволдаев вручил присутствующим значки о великих воронежских педагогов – Бунакова Николая Федоровича, Киселева Андрея Петровича, Удодова Юрия Ивановича, а так же советского педагога-новатора, автора коммунарской методики и педагогики сотрудничества Иванова Игоря Петровича (5 ноября прогрессивная педагогическая общественность отмечала его вековой юбилей), и одного из инициаторов создания Общероссийского движения «Образование – для всех», почетного профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Бузгалина Александра Владимировича. Выпуск значков предполагает публикацию популярных просветительских брошюр про этих выдающихся людей. Так же будут написаны и распространены краеведческие брошюрки «Их именами названы улицы».