В Воронеже 30 октября владельцы автобусов на маршруте №6 и №15 отказались выходить на работу. Они объяснили, что не получили деньги от муниципального предприятия “Воронежпассажиртранс”. С ним у шоферов заключен договор о сотрудничестве на привлеченной технике. Горожане расплачиваются в автобусах банковскими карточками, и вся выручка идет на счет компании. Руководство “Воронежпассажиртранса” не возвращает средства водителям, ссылаясь на то, что сделает это позже.

 

Конфликтную ситуацию прокомментировали в мэрии. Там СМИ заявили, что водители сами виноваты в задержке денег, могли бы трудоустроиться в компанию и выйти из тени. Грустно – в Воронеже появились первые “жертвы” повышения проезда в общественном транспорте. Введение разной оплаты в автобусах – 23 рубля наличкой и 21 рубль картой – первым делом ударило по муниципальному предприятию “Воронежпассажиртранс”, чью работу курируют чиновники, настаивающие на изменение цены билета.

Первый факт, важный для понимания положения дел в транспортной сфере города, – “Воронежпассажиртранс” не может обеспечить обслуживаемые маршруты собственными автобусами. После этого смысла рассуждать, как же предприятие будет обновлять автопарк, ради чего власти подняли проезд, нет. Завтра с маршрута уйдет 10 автобусов, денег на их покупку у предприятия нет. Выходит, придется опять искать частника. Редко, кто согласится ждать месяц, не у всех транспортных компаний есть лишние два-три миллиона рублей на текущее состояние автопарка. Значит, под удар попадут пассажиры – придется дольше ждать автобус или ездить с пересадками.

Второй факт – в этом году за счет государственных денег было закуплено 25 новых “ЛиАзов”. И где они? Катаются на маршрутах, обслуживаемых частниками? Очень удобно – автобусы купили за госсчет и вместо того, чтобы поставить их на ту же “шестёрку”, передали по договору частной фирме на ее маршрут. А на свои – “ЛиАзов” нет.

Третье обстоятельство – власти Воронежа запустили странный процесс. Раньше при оплате картой проезд стоил дешевле, чем, если пассажир оплачивает наличкой (15 рублей – картой, 17 – наличкой). Власти оправдываются – пусть перевозчики выходят из тени. Маленький расчет: владелец маршрута, получив деньги на счет в банке, должен заплатить банку комиссию – 4%, налоги 13% и другие расчеты. Из 23 рублей он получит на руки 19 рублей 60 копеек. Налички у первозчки стало в разы меньше, воронежцы не хотят переплачивать 2 рубля и стали часто расплачиваться картой. Рождается вопрос – на какие средства перевозчик будет обновлять автопарк? Ха! Мы этого ждали – скорее всего, обновлять технику не будет, тем более что договора на обслуживание маршрутов у транспортных компаний заканчиваются в феврале-апреля. За что тогда воронежцы стали больше платить?

Словом, перевозчики и пассажиры, похоже, включились в квест – “заплати за воздух” или “как сохранить убегающих водителей”. Ради чего?

– Меня больше всего волнует вопрос безопасной работы водителя, – рассказывает изданию “Вкурсе” знакомый кондуктор. – Терминалы установлены рядом с водительским креслом, пассажиры не могут оплатить проезд с первого раза, кричат, орут. Как в таких условиях следить за дорогой и разбираться с устройствами?

Алла Серебрякова