Заплати за воздух, или как спасти водителей. В Воронеже появились первые «жертвы» повышения проезда

В Воронеже 30 октября владельцы автобусов на маршруте №6 и №15 отказались выходить на работу. Они объяснили, что не получили деньги от муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс». С ним у шоферов заключен договор о сотрудничестве на привлеченной технике. Горожане расплачиваются в автобусах банковскими карточками, и вся выручка идет на счет компании. Руководство «Воронежпассажиртранса» не возвращает средства водителям, ссылаясь на то, что сделает это позже.

 

Конфликтную ситуацию прокомментировали в мэрии. Там СМИ заявили, что водители сами виноваты в задержке денег, могли бы трудоустроиться в компанию и выйти из тени. Грустно — в Воронеже появились первые «жертвы» повышения проезда в общественном транспорте. Введение разной оплаты в автобусах — 23 рубля наличкой и 21 рубль картой — первым делом ударило по муниципальному предприятию «Воронежпассажиртранс», чью работу курируют чиновники, настаивающие на изменение цены билета.

Первый факт, важный для понимания положения дел в транспортной сфере города, — «Воронежпассажиртранс» не может обеспечить обслуживаемые маршруты собственными автобусами. После этого смысла рассуждать, как же предприятие будет обновлять автопарк, ради чего власти подняли проезд, нет. Завтра с маршрута уйдет 10 автобусов, денег на их покупку у предприятия нет. Выходит, придется опять искать частника. Редко, кто согласится ждать месяц, не у всех транспортных компаний есть лишние два-три миллиона рублей на текущее состояние автопарка. Значит, под удар попадут пассажиры — придется дольше ждать автобус или ездить с пересадками.

Второй факт — в этом году за счет государственных денег было закуплено 25 новых «ЛиАзов». И где они? Катаются на маршрутах, обслуживаемых частниками? Очень удобно — автобусы купили за госсчет и вместо того, чтобы поставить их на ту же «шестёрку», передали по договору частной фирме на ее маршрут. А на свои — «ЛиАзов» нет.

Третье обстоятельство — власти Воронежа запустили странный процесс. Раньше при оплате картой проезд стоил дешевле, чем, если пассажир оплачивает наличкой (15 рублей — картой, 17 — наличкой). Власти оправдываются — пусть перевозчики выходят из тени. Маленький расчет: владелец маршрута, получив деньги на счет в банке, должен заплатить банку комиссию — 4%, налоги 13% и другие расчеты. Из 23 рублей он получит на руки 19 рублей 60 копеек. Налички у первозчки стало в разы меньше, воронежцы не хотят переплачивать 2 рубля и стали часто расплачиваться картой. Рождается вопрос — на какие средства перевозчик будет обновлять автопарк? Ха! Мы этого ждали — скорее всего, обновлять технику не будет, тем более что договора на обслуживание маршрутов у транспортных компаний заканчиваются в феврале-апреля. За что тогда воронежцы стали больше платить?

Словом, перевозчики и пассажиры, похоже, включились в квест — «заплати за воздух» или «как сохранить убегающих водителей». Ради чего?

— Меня больше всего волнует вопрос безопасной работы водителя, — рассказывает изданию «Вкурсе» знакомый кондуктор. — Терминалы установлены рядом с водительским креслом, пассажиры не могут оплатить проезд с первого раза, кричат, орут. Как в таких условиях следить за дорогой и разбираться с устройствами?

Алла Серебрякова