Российский автомобильный рынок переживает очередную волну подорожания. Ведущие автопроизводители, включая китайские бренды Chery с суббрендами (Omoda, Exeed, Jetour, Jaecoo), Geely и родственную ей Belgee, Haval и Tank, уже начали корректировать цены в сторону повышения. Эксперты прогнозируют, что это только начало масштабного роста стоимости автомобилей, который продлится до 2030 года.
Основной причиной подорожания стало октябрьское повышение утилизационного сбора. Для новых моделей с двигателями объемом 1-2 литра сбор увеличился на 256 тысяч рублей. При этом автопроизводители по-разному отреагировали на это изменение. Некоторые бренды подняли цены на весь модельный ряд, другие – только на отдельные модели.
Так, Geely переписала ценники практически на весь ассортимент, а Haval ограничился повышением стоимости только новых моделей H3 и H9. Особенно заметным стало подорожание Jetour T2 – сразу на 200-250 тысяч рублей, что составляет 5-6% от стоимости автомобиля.
Ситуацию усугубляет нестабильный курс валют. С начала августа 2024 года доллар вырос с 84 до 97 рублей, а юань поднялся с 12 до 13,5 рублей. По оценкам специалистов, десятипроцентное обесценивание рубля приводит к удорожанию средней иномарки примерно на 250 тысяч рублей.
«Старые» машины заканчиваются: что дальше?
Управляющий директор компании FRANK AUTO Ирина Франк в интервью изданию ngs.ru отмечает, что сейчас дилеры распродают остатки автомобилей, ввезенных до повышения утильсбора. Именно поэтому основная волна подорожания ожидается к концу осени 2024 года и началу 2025 года, когда произойдет очередное повышение утилизационного сбора. Сейчас средний шаг подорожания составляет около 50 тысяч рублей. Например, популярный кроссовер Geely Monjaro подорожал на 52 тысячи рублей, хотя некоторые модели прибавили в цене 100 тысяч и более.
С января 2025 года утильсбор для популярных моделей возрастет еще на 367 тысяч рублей относительно сентябрьского уровня. К весне следующего года автомобили могут подорожать примерно на 400 тысяч рублей по сравнению с ценами сентября 2024 года.
Спрос остается стабильным
Несмотря на постоянное удорожание, спрос на автомобили сохраняется на высоком уровне. Первая неделя октября 2024 года стала рекордной по продажам с начала СВО – россияне приобрели 56 тысяч автомобилей, из которых 49 тысяч составили легковые машины. Резкого спада спроса не наблюдается, правильнее говорить об успокоении рынка. Россияне продолжают покупать новые автомобили, понимая, что цены будут только расти. Более доступными в будущем машины точно не станут.
Отметим, что АВТОВАЗ пока воздерживается от повышения цен на Lada Vesta, несмотря на недавнее расширение линейки комплектаций. Эксперты предполагают, что российский производитель может поднять цены после завершения цикла подорожания китайских конкурентов. Корректировка утилизационного сбора станет ежегодной вплоть до 2030 года, что говорит о долгосрочном тренде на повышение цен в автомобильном секторе. При этом, как отмечают специалисты, сам утилизационный сбор парадоксальным образом не имеет никакого отношения к реальной утилизации автомобилей.
Марина Сабурова
Что еще почитать:
До миллиона и выше: как изменится маткапитал в ближайшие три года