Лелька конопатая

Лелька конопатая

Интернет-издание «В курсе» публикует в рубрике «Почитать» интересные рассказы, новеллы и миниатюры. Ранее они выходили на сайте www.proza.ru.

Лелька конопатая. Анатолий Комаристов.

 

Она появилась в 10 «В» классе 1 сентября. Высокая, около двух метров, как баскетболистка, на две головы выше всех, огненно-рыжая и конопатая. На лице, руках были сплошные крупные веснушки. В школе среди учеников раньше мы её никогда не видели. Не заметить такую высокую «каланчу» было просто невозможно.

В класс рыжую девочку привела классная руководительница Ольга Владимировна Зубенко, которая рядом с ней казалась первоклассницей. После взаимных приветствий учительница, обратившись к нам, сказала:
– Ребята! Это новая ученица. Зовут её Елена, фамилия – Деревякина. Она приехала из соседнего городка. Надеюсь, что вы примете Лену в свой коллектив и будете дружить. Прошу вас и надеюсь, что вы все будете помогать ей, осваивать школьную программу и готовиться к выпускным экзаменам. Она долго болела и по некоторым предметам ей будет нужна ваша конкретная помощь. Это я поручаю девочкам класса. Решите, кто из вас и по какому предмету будет шефствовать над Леной.Если потребуется помощь мальчиков, я думаю они тоже примут активное участие.

Классная рассказала, что Лена больше года лежала в больнице и почти год лечилась в специальном санатории. Какая болезнь была у девочки, Зубенко ничего не сказала. Одна из уборщиц (они всегда всё знают) потом потихоньку говорила, что у неё был туберкулез легких. Сейчас, якобы, врачи решили, что лечение завершено и по состоянию здоровья она может посещать обычную школу и находиться в детском коллективе.

Как только учительница замолчала, с последней парты донесся громкий шепот «Лёлька конопатая». Все хорошо знали, что это произнес «специалист по прозвищам» учеников не только класса, но и школы, Васька Дебелов или проще «Васька – дебил».

Классная, обычно всегда реагировавшая на его реплики, на этот раз промолчала. Через несколько дней после начала учебного года, мы должны были избрать старосту класса (был такой порядок) из числа достойных учеников и хороших организаторов. Формально он был таким же учеником, как всё, но преподаватели и классная руководительница считали старосту своим помощником.

На классном собрании Зубенко предоставила нам право самим решать, кто будет старостой.
– Ребята! Вы уже давно знаете, друг друга, и я надеюсь, что старостой будет один из успевающих и лучших учеников, умеющий хорошо организовать классные мероприятия. Не торопитесь, подумайте спокойно.Лично я вам никого в старосты навязывать не собираюсь.

Несколько минут в классе стояла полная тишина. Все ученики сидели, молча, устремив взгляд в парту, думая, как избежать этой участи, а потом опять откуда-то с «камчатки» тихо прозвучало:
– Предлагаю Лёльку конопатую.

Наверняка, это опять произнес Васька. На этот раз учительница погрозила ему пальцем и сказала:
– Дебелов! Чтобы я не слышала, больше твоих шуточек! У девочки есть имя и фамилия. Ты все понял? Или мне надо опять на беседу приглашать твоих родителей?
– Понял! Больше не буду. Не приглашайте никого,- проскулил Васька.

Других кандидатур на должность старосты класса никто не предложил. Хотя, что может представлять собой новенькая ученица, никто не знал. Слышали только, что она хорошо училась или учится, а какими организаторскими способностями обладает и может ли легко общаться с коллективом не представлял никто.

Сработал принцип – «выбери меня, но только не меня». Все ученики единогласно согласились с Васькиным предложением, подняв руки. Классная руководительница тоже не стала предлагать другую кандидатуру, но сказала:

– Вы все учитесь вместе почти с первого класса, а голосуете за девочку, которую видите впервые. О своём выборе потом жалеть не будете?

– Нет! – дружно прозвучало в ответ.

Так Лёлька стала, хоть небольшим, но начальником в своём классе.

С одноклассниками она вела себя обычно. Иногда, когда малышня начинала баловаться на переменах, могла, как старшая по возрасту, успокоить забияк легким подзатыльником, глядя на них с высоты своего роста. Но на неё никто не обижался.

Несмотря на два с лишним года пребывания на больничных койках училась Лёлька отлично. Она влилась в наш небольшой коллектив как-то незаметно и сразу. Класс и школа приняли её. А когда на спортплощадке во дворе школы Лёлька стала показывать чудеса во время игры в волейбол и, особенно, в баскетбол, она в глазах многих игроков и учеников стала кумиром.

Прошла довольно теплая и малоснежная зима. Незаметно растаял снег, появилась зелень, зацвели сады. Прозвенел последний школьный звонок, и мы начали активную подготовку к выпускным экзаменам.

Васька с друзьями сумели каким-то образом добыть экзаменационные билеты по всем предметам. Как это было сделано сказать трудно. Говорили, что билеты хранились в сейфе у заведующего учебной частью школы.

На классном собрании Лёлька внесла предложение готовиться к экзаменам не каждому ученику самостоятельно, а всем вместе. Якобы, в школе, где она училась до болезни, этот метод себя хорошо оправдал. И твердо, отделяя каждое слово, сказала:

— Забудьте про шпаргалки, если Вы пользовались ими ранее. Никаких формул на бедре выше колена, «гармошек» с микроскопическим шрифтом под резинкой и т.д. Экзамены будем сдавать только честно! Не надо обманывать самих себя и преподавателей. Проскочите здесь — провалитесь в институтах…

Лёлька пояснила, что это будет не просто «зубрежка» материала, а творческий процесс, когда можно спорить, обсуждать ответы, выбирая наиболее правильный, исправлять ошибки других. Все согласились попробовать новый метод.

Каждый день мы собирались в чьем-нибудь саду на цветущем пахучем клевере. Лёлька доставала из портфеля пачку билетов, тасовала их, как колоду карт, и раскладывала на одеяле или стареньком коврике. Мы по очереди тянули билеты и после очень короткой подготовки (Лёлька не давала много времени на обдумывание) начинали отвечать на вопросы. Все учебники были всегда рядом, но Лёлька не разрешала ими пользоваться. Иногда разгоралась бурная дискуссия, но истину в конце концов находили.Лёлька наравне со всеми тянула билет и тоже отвечала на вопросы. Такая методика подготовки к экзаменам всем понравилась.Было ощущение, что все стали чувствовать себя гораздо увереннее в своих знаниях.

Но лето в тот год было ужасно жарким и кто – то предложил перенести подготовку к экзаменам на берег нашей речушки. Назвать этот грязный ручей рекой ни у кого язык не поворачивался. Заросший камышом берег, илистое дно, заросли крапивы, масса коряг, отсутствие хотя бы небольшого пляжа с песком вызывали желание быстрее уйти оттуда в душ.

Кроме того, пастухи, почему-то именно на наше место, примерно в полдень обязательно пригоняли стадо коров на водопой, которые спасаясь от оводов, тоже шли в воду, превращая ручей в грязное болото.

Выход нашел Васька. Он вспомнил, что выше по течению реки когда-то была водяная мельница с довольно большим водохранилищем, где можно было поплавать в чистой воде без коров, полежать на чистом песочке на берегу. Но идти к старой мельнице вдоль реки, надо было минут десять или пятнадцать, а может быть и дольше.

Посовещавшись, мы решили сменить место подготовки к экзаменам. После того, как в городе построили современный мелькомбинат, водяную мельницу постепенно разрушили, старый мельник давно умер. Металлические детали растащили умельцы. Только в траве валялись большие неподъемные жернова.

Но большой и чистый водоем, подававший когда-то воду на колесо мельницы, остался. Добравшись по ужасной жаре до мельницы, все попадали на зелёную травку, ожидая дальнейшей команды Лёльки. Она объявила:

– Всем купаться ровно 20 минут, а потом будем снова заниматься.

Уговаривать нас было не надо. Через минуту все оказались в воде. Но перед этим Васька, как видно хорошо знавший этот водоем, громко предупредил:

– Слушайте все! И повторил: « и не говорите, что вы не слышали!». На тот берег к ивняку ни в коем случае не заплывать. Там омут! Засосет за одну минуту. Все понятно? Повторять не надо? В прошлом году там утонул мужик. Поспорил с дружками, что он нырнет в этот омут и… утонул – запутался в водорослях и корягах. Правда, был слегка пьяный.

— Всё понятно,-дружно ответили все и бросились к воде.

С плотины это место было хорошо видно. Под кустами ивняка вода образовывала довольно большую и глубокую спиральную воронку и уходила куда-то вглубь, как в черную дыру.Уставшие от жары, все бултыхались у песчаного берега, не рискуя заплывать далеко, и тем более в сторону воронки. Как там оказался Ванюшка Ширин никто не заметил. Физически он был развит слабо, плавать умел только «по-собачьи», да и то около берега.

Первой крик Ванюшки «помогите!» услышала Лёлька. Она лежала на горячем песке, на берегу. Мгновенно поднявшись с песка, она нырнула в воду и быстро поплыла в сторону ивняка. За ней в воду прыгнул Васька. Голова Ванюшки то показывалась на поверхности воды, то вновь исчезала в глубине воронки. Нырнув в водоворот, Лёлька оторвала Ванюшку от опутавших его водорослей и, вынырнув из пучины, поплыла на спине к берегу, держа одной рукой его голову над водой. Васька помогал Лёльке, поддерживая Ванюшку за ноги.

На берегу Лёлька, и Васька, как заправские спасатели, положив его животом на колено Васьки, откачали из него воду, очистили нос, рот от ила и грязи и уложили на траву, положив под голову его одежду и большой пучок травы. Ванюшка тяжело задышал, закашлялся.

Девчонок и мальчишек, пытавшихся давать советы, что надо делать еще, предлагавших вызвать скорую помощь, Лёлька прогнала:

– Не умеете оказывать помощь утопающему, так хотя – бы смотрите и не мешайте. Какая скорая помощь и когда она сюда приедет!? Кто и как её вызовет? Самим придется добираться домой. Ваня! Ты сможешь тихонько идти сам? Или мы понесем тебя на руках по очереди?

Ванюшка еще долго приходил в себя, но постепенно порозовел и даже пробовал улыбнуться.

– Потихоньку, пожалуй, дойду. Это надо же, нахлебался столько воды! Хлестала, как из пожарного шланга.

Когда-то к мельнице вела просёлочная дорога, но сейчас по ней ездили крайне редко. Ребятам повезло. Из ближнего к мельнице села в сторону города по дороге ехал старичок на телеге. Лёлька сама побежала к нему навстречу, что-то говорила дедушке, показывая рукой в сторону мельницы, и телега свернула к водохранилищу.

Ванюшку уложили на свежую траву и отвезли в районную больницу. В приемном отделении его осмотрел дежурный врач, успокоил и похвалил ребят за правильное оказание помощи утопающему. Обращаясь к Ванюшке, улыбнувшись, сказал:

– Водолазом, наверное, будешь! – и в сопровождении ребят отпустил его домой. В стационарном лечении Ванюшка уже не нуждался.

Когда ребята рассказали директору школы о чрезвычайном происшествии, он для начала хорошо отругал их, а потом заявил:

– Завтра же я отправлю в ОБЛОНО представление о награждении Деревякиной медалью «За спасение утопающих». Молодец, Лена, что не растерялась и не дала Ширину утонуть. Спасибо. Кто тебе еще активно помогал в тот момент?

– Вася Дебелов,- ответила Лена.

– А его наградим ценным подарком.

Когда через некоторое время медаль привезли в школу, состоялся торжественный вечер. В актовом зале собрались все ученики школы, родители. Смущенная Лёлька сидела на сцене рядом с директором школы, своими родителями, отцом и мамой Ванюшки, а с другой стороны сидел Васька Дебелов с отцом.

Во время выступления директора Васька наклонился к Лёльке и тихонько прошептал:

– Ты прости меня за «Лёльку конопатую», что я когда-то давно сказал,- и тепло пожал ей руку. Лёлька, молча, кивнула головой и улыбнулась.

Директор прикрепил медаль к белой блузке Лёльки, вручил большой букет цветов и расцеловал её. Для поцелуя Лёльке пришлось основательно наклониться.

Родители Ванюшки, ученицы (не только их класса) буквально завалили Лёльку цветами, обнимали и целовали её, а мама Ванюшки все время плакала и обнимала Лёльку. Васька получил ценный подарок — отличный фотоаппарат ФЭД. Поскольку аппарат был заряжен, Васька тут же начал фотографировать всех подряд.

Раскрасневшаяся Лелька смущалась, благодарила всех и тоже всплакнула, то ли от большого внимания к ней или от радости, что она с Васькой спасла Ванюшку. В актовом зале родители и ученики ещё долго обсуждали этот чрезвычайный случай, а из динамиков громко звучал «Школьный вальс»…


Поделиться:

Напечатать страницу Напечатать страницу
Запрещено писать:
  • комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного и национального характеров;
  • комментарии, в которых есть ссылки на другие интернет-ресурсы;
  • комментарии, не имеющие отношения к данной теме;
  • комментарии, содержащие нецензурные слова и выражения.

Самое читаемое

Самое комментируемое