На машине в Крым: что запомнили путешественники о Воронежской области

На машине в Крым: что запомнили путешественники о Воронежской области

Москвич Антон Трофимов отправился в Крым на автомобиле и поделился своими впечатлениями.

 

— В чем преимущество человека, отправляющегося в первый раз в путь по новому маршруту, по отношению к человеку, который проходит этот же маршрут второй раз — и наоборот? На стороне первого — свежесть и незамутненность впечатлений, на стороне второго — способность заметить изменения и оценить их. Если в прошлом году моя поездка в Крым по маршруту Москва—Ростов-на-Дону—Ялта был своего рода открытием, то в нынешнем он стал поводом для оценки изменений, происходящих и с дорогой, и со страной. И надо сказать, что эти изменения — явно к лучшему! Меньше всего изменений, как и следовало ожидать, произошло на трассе М4 «Дон». Эта автострада в основном закончена несколько лет назад, и сейчас на ней встречаются лишь некоторые места, на которых идет ремонт. Причем надо заметить, что все эти ремонты имеют одну и ту же цель: улучшить и ускорить проезд. Чаще всего ремонты встречаются ближе к столице, где все еще ведутся работы по расширению платежных ворот на въездах или выездах с платных участков. А таковых участков на дороге в общей сложности пять.

Хорошая дорога

Первый пункт оплаты проезда — на 48 километре дороги. Этот участок принципиально отличается от всех остальных тем, что здесь иначе распределены дневной и ночной тарифы. Ночной, низкий, составляет здесь 10 рублей с легкового автомобиля и действует всего семь часов, начиная с полуночи, а дневной втрое выше. На остальных платных участках дневной и ночной тарифы повыше, но не так, чтобы вызвать оторопь. К тому же там они действуют равное время: ночной — с 21.00 до 9.00, дневной — с 9.00 до 21.00. В общей сложности, если правильно спланировать время поездки, можно уложиться максимум рублей в 225. Считайте сами. Второй платный участок, с 225 по 260 км, в обход города Богородицка — 30 рублей по ночному тарифу. Третий, с 287 по 321 км, в обход Ефремова — 30 рублей. Четвертый, с 330 по 414 км, в обход Ельца — 85 рублей: это самый высокий тариф, но и самый длинный участок. Пятый участок, с 416 по 464 км, в обход Задонска и села Хлевное — 50 рублей. Итого: 30 + 30 + 30 + 85 + 50 = 225 рублей. Причем эти 225 рублей ясно, за что платишь. Пусть это не немецкий автобан, но в тех же США, например, платные участки хайвэев примерно такие же по качеству. Здесь же, на «Дону», самая большая неприятность — неравномерный износ асфальта. Дает он себя знать только изменением звука, который издают цепляющиеся за него шины. Даже глубоких колей, которыми, увы, отличаются многие другие российские автострады, здесь нет. Как нет и неторопливо едущих перед тобой большегрузов, для обгона которых нужно подолгу выбирать время, место и возможность. Фуры едут строго по правой полосе. Трасса двух- или трехполосная, а местами и шире.

Впечатления от воронежской земли

Ну и, конечно, нельзя не вспомнить о том, что главное преимущество платных участков — это скорость, с которой по ним можно двигаться. Легковым автомобилям разрешено разгоняться до 130 км/ч, что на практике означает все 150 км/ч. Единственный существенный минус качественной автострады — после проезда по ней впечатлений остается немного. А те, что есть, в основном достаются водителю: пассажиры вообще склонны посапывать, пользуясь возможностью подремать под ровный шелест шин по хорошей дороге. А водителя спасает разве что придорожная реклама. Как и в прошлом году, в этом самой запоминающейся была реклама вдоль трассы на территории Воронежской области. Прошлогодняя подчеркивала, первенство в каких сферах экономики и общественной жизни держит воронежская земля. Нынешняя напоминает автомобилистам, какие удивительные объекты расположены в Воронежской области (скажем, палеопарки и тому подобное, чего и не ожидаешь встретить здесь) и какие достойные люди родились на этой земле — такие, как, например, Сергей Мосин, создатель легендарной винтовки-трехлинейки.

Крымский паром

После по-весеннему праздничного Ростова-на-Дону кубанские поля и перелески, речки и речушки воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. К тому же мы насмотрелись на них год назад, и теперь не замечаем в них ничего необычного. Разве что получаем возможность лишний раз увидеть, насколько богатой и изобильной может быть российская земля.

Именно здесь, на Кубани, вдруг понимаешь, насколько разнообразна Россия и насколько бесполезно судить о ней по примеру какого-то одного региона. Как сравнить, скажем, Камчатку с Кубанью?! Да, камчатская земля скудна и неприветлива, полуостров немноголюден и экономически несамостоятелен. И напротив, кубанская земля плодородна и ухожена, здесь трудно найти уголок, не освоенный человеком и не приносящий ему своих плодов, а экономически это один из самых преуспевающих регионов страны. Но предложи камчадалу променять на это изобилие свой край огня и воды — и он с негодованием откажется! Кубань — это зелень всех оттенков, это запах цветов и чернозема, а Камчатка, особенно осенняя — это буйство красок широчайшей палитры, это горьковатый привкус дыма от вулканов и солоноватый — морского воздуха.
Впрочем, до этого берега еще нужно доехать. Точнее, сначала доплыть — на пароме, который ходит из порта Кавказ в порт Крым, и наоборот.
С паромом, который памятен нам еще по прошлому году, в этом произошли крупные положительные изменения. Начать с того, что в середине мая заработала система предварительной продажи билетов на паром через Интернет, на сайте www.gosparom.ru. Точнее сказать, это не столько продажа билетов, сколько возможность заранее заплатить за проезд на пароме. Потому что собственно билеты оформляются все равно непосредственно в порту Кавказ, на площадке ожидания.

На эту площадку попадаешь за восемь километров до въезда на территорию порта — и это первое новшество по сравнению с прошлым годом. В мае 2014-го автомобили просто доезжали до порта и вставали в живую очередь — прямо там, где встречали ее хвост. Теперь попасть в порт, не оформив посадочный талон на паром, невозможно. А оформляют его на огромной площадке ожидания, на которую стоящие на дороге полицейские заворачивают все проезжающие автомобили. Именно тут, у въезда на площадку ожидания, мы узнаем у сотрудников паромной переправы, что наши электронные билеты — не столько билеты, сколько подтверждение оплаты и право на внеочередной проезд через площадку. Прямо тут же, на въезде, в маленькой будочке на основании наших распечаток нам оформляют посадочные талоны и отправляют в объезд очереди (надо сказать, и без того весьма небольшой) к выездному шлагбауму. Пять минут — и мы уже едем к парому, надеясь, что и там все пройдет так же легко.

И это ожидание оправдывается. Минут десять мы ждем в короткой очереди перед въездом на следующую площадку ожидания — ту, с которой машины заезжают непосредственно на паром. Еще пять минут уходит на досмотр службой безопасности: его проходит каждая машина без исключений, причем для легковых автомобилей очередь своя, а для автобусов и фур — своя. Потом — минут двадцать ожидания на самой площадке, которые мы проводим, глядя, как ряд за рядом машины запускают на борт паромов. При нас их загружается два — «Олимпиада», которая отходит чуть раньше, и «Крым», на котором еще через полчаса отправляемся и мы. За это время со стороны Крыма приходит паром «Глюкофилоуса IV»: выезжающие с него легковушки и фуры то и дело вынуждены пропускать очередные три-четыре автомобиля, спешащие на погрузку на наш «Крым».

паром

В итоге на всю переправу у нас уходит порядка двух с половиной часов: в начале пятого вечера мы въехали на первую площадку ожидания, без нескольких минут восемь мы уже спустились по аппарели на крымский берег. И все это — без нервов, с непременными улыбками и доброжелательными шутками людей, которые отвечают за организацию и порядок на переправе. Приятно, что и говорить! Так что в Крым мы въезжаем в самом радужном настроении — том самом, которое и требуется в начале отпуска.

Как лучше ехать по Крыму

…Когда дорога приближается к финишу, время словно растягивается, а каждый километр, кажется, становится вдвое длиннее. Впрочем, в случае с крымскими дорогами последнее ощущение не такое уж и обманчивое.

Навигаторы, которые с трудом понимают разницу между степной трассой и горным серпантином, упорно рекомендуют приезжающим на пароме ехать в сторону Ялты через Феодосию и Судак, по так называемому нижнему, или старому шоссе. Чистое расстояние тут действительно меньше, но вот времени на эту дорогу уходит больше, чем если ехать через Симферополь. Нижнее шоссе — это в основном узкий серпантин, на котором даже днем трудно разогнаться выше 40 км/ч. К тому же качество дорожного покрытия здесь всегда было невысоким. А вот трасса на Симферополь, хотя и не на всем протяжении, но местами реконструирована. Так что даже вечером и в дождь, то есть в тех условиях, в которых по ней ехали мы, здесь можно держать довольно высокую скорость — как минимум разрешенные за городом 90 км/ч.

Судя по всему, эта традиционная ошибка навигаторов — не секрет для крымских властей. Во всяком случае, на выезде из Феодосии, неподалеку от развилки, где начинается нижнее шоссе, стоит громадный щит с рекомендацией следовать в сторону Алушты через Симферополь. И поскольку опыт поездки по нижнему шоссе у нас уже был, мы решаем прислушаться к этому совету. В итоге в пути мы проводим как минимум на полтора часа меньше, что после полуторадневной поездки весьма существенно.

Хотя, конечно, мы лишаемся возможности увидеть прелести прибрежной дороги. Мы не встречаем ни внезапно открывающихся под лучами заходящего солнца долин по обе стороны шоссе, ни пустынных галечных пляжей в районе Морского и Рыбачьего, ни видов на слоистые холмы по сторонам… Но, с другой стороны, все это никуда не денется и потом — а впитывать такие впечатления лучше на свежую голову. Которой, увы, трудно похвастаться, если ты провел в машине, пусть и с перерывами на прогулки и сон, но почти 40 часов.

Немного статистики

Автомобиль — Nissan X-Trail Columbia Pack 2.0, экипаж — двое взрослых, трое детей 8-9 лет и собака породы бернский зенненхунд, груз — целиком заполненный автомобильный бокс на верхнем багажнике плюс несколько пакетов с едой и нужными в дороге мелочами.

Время выезда из Москвы: 22.30 в понедельник, 25 мая. Время прибытия в Ростов-на-Дону — 11.00 во вторник, 26 мая. Время отбытия из Ростова-на-Дону — 9.30 в среду, 27 мая, время прибытия на площадку ожидания порта Кавказ — 16.15 в среду, 27 мая. Время прибытия в Порт-Крым — 19.50 в среду, 27 мая, время прибытия в поселок Никита под Ялтой — 22.45 в среду, 27 мая. Итого общее время в дороге — 48 часов 15 минут, из которых чистого времени в дороге — 22 часа.

Общий километраж поездки, с учетом поездок по Ростов-на-Дону — 1950 км. Из них 1690 — по материковой России, остальное — по территории Крыма.
За время дороги было пять заправок: первая — перед выездом из Москвы, затем три на автостраде «Дон», и последняя — под Керчью. Каждый раз заправлялись до полного бака, в среднем на 45-55 л. Средняя цена на 95-й бензин на автотрассе М4 «Дон» — 36-37 рублей за литр, в Крыму — 38,5-39 рублей за литр.

Кое-что о последствиях санкций

Кстати, о заправках в Крыму и вообще о ситуации с расчетами на полуострове. Сейчас, в конце мая, здесь существуют ощутимые трудности с получением наличных денег через банкоматы и с проведением безналичных расчетов с помощью карт международных платежных систем VISA и MasterCard. Последняя более-менее нормально заработала только после 25 мая, а с первой проблемы остаются и по сей день. Получить наличные в банкоматах непросто: во-первых, их существенно меньше, чем было два года назад, во-вторых, многие банкоматы отказываются совершать операции с чужими картами — причем угадать, какой именно банк им «не понравится», невозможно. Зато нет никаких проблем с использованием карт отечественной платежной системы «ПРО100», в которой работают, в частности, универсальные электронные карты.

Так что едущим отдыхать в Крым в ближайшее время стоит заранее обналичить свои карты и везти запас наличных, причем не в самых крупных купюрах. Впрочем, крымские банкиры обещают, что к началу высокого сезона все проблемы с международными платежными системами будут решены. Пока же пришлось срочно открывать карту в одном из крымских банков (мы выбрали Российский национальный коммерческий банк, пользующийся на полуострове наибольшим доверием еще с прошлого года и имеющий самую широкую сеть филиалов и банкоматов) и переводить на нее средства с помощью онлайн-сервисов. При этом задействуются банковские счета, а не платежные системы, что позволяет обойти возможные сложности и препятствия.

Но все-таки хочется верить в обещания банковских работников и надеяться на то, что через пару недель все придет в норму. Ведь эта досадная мелкая проблема с картами — единственная пока неприятность, встреченная нами в Крыму. И будет замечательно, если она таковой и останется.

 

 


Поделиться:

Напечатать страницу Напечатать страницу
Запрещено писать:
  • комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного и национального характеров;
  • комментарии, в которых есть ссылки на другие интернет-ресурсы;
  • комментарии, не имеющие отношения к данной теме;
  • комментарии, содержащие нецензурные слова и выражения.

Самое читаемое

Самое комментируемое